Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Так было. Так стало»

Пошли в РОСТ: в Иркутской области внедрили уникальную систему социального обслуживания жителей

Очень удобно, когда госуслуги оказывают по принципу «одного окна». В социальной сфере Иркутской области пошли еще дальше: создали специальное учреждение, оказывающее помощь по всем вопросам. Новую схему можно назвать принципом «одной двери». И эта дверь всегда гостеприимно открыта для посетителей.

Для эффективной помощи людям в первую очередь нужна четкая выстроенная система. Человеку в трудной ситуации важно, чтобы обращение за помощью не превращалось в дополнительное испытание.

Шесть граней РОСТа

Эту задачу решает региональный ресурсный многопрофильный центр «РОСТ». По поручению губернатора Иркутской области Игоря Кобзева пять лет назад оказание социальных услуг начали объединять под одной крышей.

«В большинстве субъектов Российской Федерации все эти сервисы существуют отдельно. У нас же они собраны в одном учреждении. Это стало результатом поставленных задач, которые воплощались не просто в виде каких-то разовых проектов, а серьезных сервисов, функционирующих на всей территории региона», – поясняет директор Регионального ресурсного многопрофильного центра «РОСТ» Светлана Клецкина.

Параллельно стали появляться новые форматы работы для разных групп людей. В результате центр «РОСТ» стал единой точкой притяжения для всех возрастов. И самое важное: он помогает не только нуждающимся, но и их близким.

Сотрудники РОСТа
Сотрудники РОСТа

Единый контактный центр взаимодействия с гражданами (ЕКЦ)

Одной из главных задач стало обеспечение доступа к информации о социальных услугах. Человеку нужно знать, на что он имеет право и как это получить. Для этого в 2022 году в Иркутской области запустили Единый контактный центр – ЕКЦ. Эта прямая линия – не «горячая». Она теплая, уютная и душевная. Двадцать компетентных и доброжелательных операторов, прошедших специальное обучение, в круглосуточном режиме готовы сориентировать человека по любым вопросам в социальной сфере.

Номер общий на всей территории Российской Федерации: 8-800-100-00-01. Звонок на него бесплатный. Но ЕКЦ соцзащиты Иркутской области работает не только по телефону: активно развиваются информационные сервисы в социальных сетях и мессенджерах. Если пользователю привычнее такие форматы, то он может зайти на онлайн-сервисы Инфолайт38 и #соцзащитанасвязи.

Единый контактный центр
Единый контактный центр

Не нужно гадать, к какой структуре или к какому уровню власти относится твой вопрос. Звонишь или пишешь – специалисты сориентируют, что нужно сделать для решения своей проблемы. Более того, операторы ЕКЦ сразу могут передать заявку в нужную структуру и потом вернуться с готовым результатом.

В итоге за три года Единый контактный центр принял больше 300 тысяч обращений. Время на решение проблем в среднем сократилось с пяти дней до фантастического уровня – 15 минут.

Единый центр сопровождения участников СВО и членов их семей

Новым вызовом для социальных служб стала специальная военная операция. Нужно было быстро развернуть систему помощи военнослужащим и их семьям. В Иркутской области предусмотрены 39 разных мер. К концу 2024 года на них было выделено 9,3 миллиарда рублей. На 2025 год выделено уже 9,7 миллиарда. «Задача органов власти – сделать все необходимое для поддержки ребят, их родственников», – подчеркивает губернатор Игорь Кобзев.

Иркутская область стала вторым регионом страны после Москвы, где создали единый центр поддержки. Задействованы все возможные каналы связи: многоканальный телефон, сайт, чат-бот, страницы в соцсетях. Поддержка оказывается разная, в том числе психологическая для тех, кто потерял родного человека.

Центр сопровождения участников СВО и членов их семей
Центр сопровождения участников СВО и членов их семей

«Очень тяжело оправлялись от утраты. Дети у нас тоже в тяжелом состоянии были. Действительно рады, что здесь и юридическая, и психологическая помощь. Буквально на ноги ставят», – рассказывает вдова участника СВО Татьяна Чернова.

За время работы центр отработал более 21 тысячи обращений. Помощь получают более 19,5 тысячи человек.

Региональный координационный центр системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (РКЦ) и Региональная Школа ухода

Пожилые люди и инвалиды могут рассчитывать на поддержку специально закрепленных за ними помощников. Эта система развернута в Иркутске, Черемхово, Тайшете, Братске, Киренске, Бодайбо.

Дополнительно созданы Школы ухода – здесь соцработники и жители, у которых есть маломобильные родственники, могут научиться за ними ухаживать. Важно, что здесь же учат справляться со стрессом, который неизбежно возникает в такой ситуации. Избежать эмоционального выгорания нужно и тому, кто заботится, и тем, о ком заботятся.

Школа ухода
Школа ухода

Центр «Активное долголетие»

Насыщенная жизнь в любом возрасте – одна из главных задач социальной политики в регионе. В такой активности секрет долголетия граждан. Поэтому ежегодно в Иркутской области проводят множество мероприятий для пожилых. Только за первые три месяца 2025 года в них уже приняли участие почти 125 тысяч пенсионеров.

В ближайших планах – запуск онлайн-навигатора, где будет собрана информация обо всех возможных активностях в регионе. В конце лета планируется открытие офлайн-площадки – центра «Активное долголетие» в городе Иркутске на бульваре Рябикова, 22а. Эта площадка должна стать такой же точкой притяжения возрастных жителей, какой до этого для молодого поколения стал областной Дом молодежи. Вариантов занятий там хватит на целый день. А попутно пенсионеры смогут осваивать современные технологии.

«Компьютер меня научил всему. Можно сделать заказы, можно пообщаться. Все платежи теперь оплачиваются через компьютер. Не нужно стоять в очереди в банке, это очень удобно», – рассказывает участница программы «Активное долголетие» Марина Шелепова.

Заметили, насколько больше сейчас стало на улицах и в транспорте пенсионеров со смартфонами? Это результат подобных программ обучения. Особенно это важно, если нет детей и внуков, которые могли бы помочь погрузиться в цифровой мир.

Образовательный центр

Центр «Рост» одновременно стал образовательным кластером. Разработаны больше 130 обучающих программ для работников структур соцзащиты. Здесь повышают квалификацию специалисты из многих регионов России. Это помогает следить за всеми последними нововведениями и более эффективно помогать людям.

Центр «РОСТ»
Центр «РОСТ»

РОСТ за пять лет

По итогам прошедших лет работы Центра «РОСТ» можно сказать, что идея объединения системы социальной поддержки оказалась результативной. Сегодня в ее контуре все потенциально уязвимые группы: пожилые люди, инвалиды, участники СВО и члены их семей, дети в трудной жизненной ситуации.

«За последние пять лет появилось много новых мер социальной поддержки. Сегодня на территории региона их около 90 разных вариантов. Из регионального бюджета на них выделяется более 40 миллиардов рублей. Все это направлено на поддержку конкретного человека и семьи», – отмечает министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов.

В Иркутской области около 600 тысяч человек имеют право на разные меры социальной поддержки. Это фактически каждый четвертый житель региона. Для понимания масштаба представьте, что в полном автобусе или трамвае на каждом ряду сидений в среднем окажется хотя бы один такой человек.

Всем им нужна была помощь. И они ее получили.

Фотографии ГТРК «Иркутск»

IRK.ru

  • Бокетто Инэмури 18 июня 2025 в 11:14

    Так ли все хорошо, как расписано?

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля