Сопровождать подготовку к разработке должна юридическая служба, которая обязана быть сильной, высокообразованной и «подвижной» к постоянным изменениям внутренней и внешней среды. О том, как выстроить оптимальную структуру юридической команды, о компетенциях и трендах современного менеджмента расскажет директор по правовым вопросам компании «Полюс Сухой Лог», Станислав Куницын.

– Станислав Александрович, прежде чем возглавить юридическую службу золотодобывающей компании, какой профессиональный путь пришлось пройти?
– Я являюсь выпускником классической школы – юридического института ИГУ.
Много лет служил в органах прокуратуры региона, мне повезло побывать на разных ролях, поработать на отдельных территориях и на уровне Иркутского региона в целом. Благодаря этому и моим выдающимся наставникам удалось приобрести универсальную правовую и процессуальную специализацию, логику государственного мышления, основанную на непрерывном стратегическом анализе социально-экономических процессов и состоянии законности.
Много работы было посвящено выстраиванию функционального и внутрисистемного управления, подбору, мотивации и развитию кадров, эффективному взаимодействию с правоохранительными органами, судами, органами исполнительной и законодательной власти, Академией Генеральной прокуратуры России. Мне нравилось заниматься всеми направлениями этой работы во взаимной связи – «общий» надзор, региональное и муниципальное нормотворчество, административное, гражданское и арбитражное судопроизводство, сопровождение досудебной и судебной стадии уголовного процесса, поскольку только так можно действительно добиваться коренных изменений в состоянии правопорядка.
На «гражданскую» работу в «Полюс» пришел пять лет назад. В компании мирового уровня я с большим интересом погрузился в правовое сопровождение недропользования на площадке золоторудных месторождений Бодайбинского района.
– Ваша «школа» в органах помогла на новой работе?
– Полученный прокурорский опыт оказался вполне релевантным для того, чтобы войти в сферу юридического сервиса подготовленным и, что важно для меня лично, при той же верности базовым государственным интересам. Безусловно, вызовы новой роли потребовали получения современного бизнес-образования (Высшая школа экономики в Москве), прокачки специализаций (управление проектами, рисками, договорное право, M&A, IT, землепользование), целеполагания и критического мышления, выстраиванию новых связей в деловой среде и юридических сообществах. Большой вклад в мое развитие внесли мои руководители внутри компании и участие в стратегических сессиях топ-менеджмента.
– Чем команда, которую вы возглавляете, занимается сегодня?
– В текущей исторической перспективе важными фокусами «Полюса» являются развитие и модернизация Вернинского ГОКа, создание с нуля двух горных предприятий, включая Сухой Лог, с которым связаны значительные перспективы Иркутской области. Все это – инвестпроекты регионального и федерального значения.
Для юристов это и большой вызов, и интересный практический опыт. И для эффективного решения текущих и нестандартных задач мы много поменяли в самом подходе к работе. За последние пять лет мы произвели комплексную трансформацию юридического сервиса в бизнес-единицах Иркутского региона. Оптимизировали организационную структуру, выделили специализированные подразделения, рабочие места юристов перевели из Бодайбо в Иркутск, предоставили возможность выбора рабочего графика. Оптимизированы функциональные бизнес-процессы. Разработана программа адаптации новых работников, учебные материалы, базы знаний, данных и документов.
– Есть ли у вашей службы какие-то особенности по сравнению с традиционными моделями юридического сервиса?
– Наши специалисты, кроме глубоких базовых знаний права, имеют специальные компетенции в областях земельного, налогового, экологического регулирования, недропользования, градостроительства, лесопользования, экономики, бухгалтерии и IT. Совместными усилиями наработана мультирегуляторная экспертиза сопровождения смешанной системы операционной деятельности золотодобычи, строительства горной инфраструктуры, а также реализации специальных геологических проектов. В числе постоянных приоритетов – поддержка договорной, претензионно-исковой работы, административных, трудовых отношений.
В юридическую вертикаль «Полюса» входит департамент по работе с недвижимостью, земельным отношениям и лесопользованию, который недавно признан лидером и победителем конкурса лучших юридических департаментов России. Экспертами отмечена эффективная централизация функции, прогрессивное выстраивание сопровождения всего жизненного цикла объектов недвижимости, недропользования, реализация проектов по лесовосстановлению. И даже при таком уровне зрелости и качестве функция не стоит на месте – идет постоянное совершенствование процессов, создание геосистем, внедряется роботизация и автоматизация рутинных процессов.
– Профессиональная юридическая служба должна быть подвижной и пластичной, способной реагировать на изменения и вызовы. Чтобы создать именно такую службу, что нужно сделать? Какие процессы инициировать в работе с коллективом?
– Юридическая работа, как и другое производство, имеет своей целью выпуск продукта, который отвечает запросу клиентов или интересам бизнеса. Так или иначе корректировки затрагивают один или несколько элементов организационного дизайна. Работа со структурой, выстраивание бизнес-процессов, управление проектами, данными, знаниями, бюджетом, технологиями. Применение методов бережливого производства. Работа с командой – поиск и подбор кандидатов, обучение, развитие компетенций, мотивации, культуры. Каждый из этих элементов имеет множество вариантов воплощения.
– Новые технологии открывают новые возможности в любой сфере. Не хотите ли заменить юристов искусственным интеллектом?
– В целом мы видим множество примеров внедрения хороших, работающих инструментов в сфере автоматизации и цифровизации. Очень много обсуждений посвящается использованию искусственного интеллекта. Вендоры обкатывают, вводят разнообразные продукты и опции. И у нас они есть в определенном виде. Но, как мы видим, по рынку не исключены решения, от которых компании впоследствии вынуждены отказываться по причине чрезмерного усложнения бизнес-процессов, неэффективной нагрузки на персонал и не окупаемости затрат на их сопровождение и так далее.
Некоторые изменения стремятся к тому, чтобы делать вещи верно, исходя из модных трендов, вместо того, чтобы делать верные вещи. Искусство руководителя юридической функции включает способность очень тонко выстроить именно ту модель, которая была оптимальной для специфики и стадии развития бизнеса, его географии, экономики, регуляторной нагрузки, общей операционной модели и других базовых факторов. В целом я исхожу из того, что искусственный интеллект может быть полезен в технических, рутинных процессах, но заменить юриста комплексно и системно пока не способен. Заказчику нужен результат, которому он может доверять «по-человечески», в том числе с тем, чтобы быть спокойным за свою судьбу и будущее бизнеса. Уверенность в надежности, честности и доброжелательности может дать только один человек другому человеку. В этом смысле юридические услуги можно сравнивать с медицинскими, когда технологии, ИИ, конечно, помогают выявлять болезни. Однако конечное решение все же принимает врач, которого мы зачастую выбираем на основе анализа отзывов других пациентов, своей интуиции и опыта.
ERID: 2VfnxvPZB9A
АО "ПОЛЮС ВЕРНИНСКОЕ"
Реклама
Юлия-юрист-адвокат сейчас горько заплакала.