Реконструкцией и модернизацией причала в Култуке занимается московская компания «Фортал». Помимо восстановления самого сооружения, там собираются построить судоремонтную базу, обустроить подъездные пути, зоны отдыха, гостинично-ресторанную инфраструктуру. Соглашение о сотрудничестве между «Форталом» и правительством Иркутской области подписали на двадцать восьмом Петербургском международном экономическом форуме в июне 2025 года.
Суммарный объем инвестиций может достичь семи миллиардов рублей. Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев отметил, что проект в Култуке имеет не только промышленное, но и высокое социальное значение – это поспособствует модернизации транспортной и туристической инфраструктуры региона, также будут созданы новые рабочие места.

Несмотря на позитивные перемены, не всем жителям Култука понравился ремонт причала. В начале мая в местных чатах появились возмущенные комментарии о том, что территорию у причала огородили бетонным забором, перекрыв выход к Байкалу. Чтобы успокоить население, администрация Култука провела собрание, на котором помимо жителей, чиновников и главы поселка Виктора Иневаткина присутствовали и представители «Фортала».
На встрече коммерческий директор компании Евгений Коняхин рассказал подробнее о проекте модернизации причала (который изначально был грузовым), выслушал пожелания и предложения.
После собрания с местными жителями журналист IRK.ru созвонилась с Евгением Коняхиным, чтобы узнать подробности.
– Наша компания имеет большие планы по развитию рекреационной зоны в Култуке, мы пришли сюда всерьез и надолго. Соответственно, прислушиваемся к местным жителям, – отметил Евгений Коняхин. – Во времена, когда причал был бесхозяйным, люди привыкли ходить туда через прилегающий к нему участок. Но ведь это – гидротехническое сооружение, имеющее определенный класс опасности, и доступ к его территории должен быть ограниченным и контролируемым. Поэтому причальная территория огорожена временным забором в целях безопасности, для создания строительно-рабочего городка.

Евгений Коняхин отметил, что, если бы их компания не взялась за обновление причала на берегу Байкала, это его можно было потерять. Что печально, так как этот причал – очень качественное сооружение советской постройки.
– Причал долгое время не эксплуатировался, ветшал, более того, с конструкции было похищено много металлических деталей. Мы проводим большой объем ремонтно-восстановительных и модернизационных работ, – отметил руководитель проекта. – Также имеются большие планы по благоустройству прилегающей территории, это обсуждается с правительством Иркутской области. Поскольку для местных жителей это важно, наше руководство сразу дало добро для строительства альтернативной дороги к пляжу. Мы обсудили с главой Култука этот вопрос, местные власти планируют выделить участок дороги, провести межевание и дать нам разрешение на земляные работы. Отсыпем отдельную дорогу. Из пожеланий местных жителей, которые можно выполнить оперативно без запроса на разрешение, можно выделить установку скамеек. Этим уже занялись.
Причал в Култуке будет обслуживать суда, курсирующие по акватории Байкала, в частности, то самое пятипалубное круизное судно длиной 84 метра, недавно спущенное на воду.
– Строительство лайнера началось в 2023 году, – рассказал Евгений Коняхин. – Долгое время искали место на Байкале для его размещения, но не нашли ничего подходящего для судна такого размера и такого уровня. Поэтому было решено реконструировать уже существующий причал в Култуке. Мы предложили министерству транспорта Иркутской области вовлечь сооружение в пассажирский оборот по Байкалу, как в туристические, так и регулярные маршруты.

Однако несмотря на значимость проекта для территории, возмущения жителей Култука вполне понятны: местные всегда с опаской относились к гостям, которые собираются что-то строить на Байкале. Вспомнить хотя бы историю с заводом по розливу воды: его собрались строить в 2019 году, однако планы приостановили после волны возмущения (против производства выступил даже самый известный уроженец Култука Сергей Зверев). В итоге Арбитражный суд Иркутской области признал недействительным договор аренды участка под строительство завода ООО «АкваСиб» с китайским капиталом в поселке Култук.
Не боятся ли представители «Фортала» противостояния с местными жителями, с учетом той истории?
– Безусловно, мы принимали во внимание это, – отметил Евгений Коняхин. – Однако есть разница между нашими проектами: там был проект производства, определенное использование и продажа ресурсов. А мы, наоборот, ничего уносить не собираемся, только привносим. И, учитывая тот опыт, двигаемся постепенно.
Чтобы узнать, как обстоят дела с другими причалами на Байкале и сколько всего их вообще в Иркутской области, журналист IRK.ru отправил запрос в правительство региона. Но областные власти перепись судоходных и портовых гидротехнических сооружений не ведут: причалы являются объектами федерального контроля, и этой информацией располагает только МТУ Ространснадзора по СФО.
Одно известно точно: крупные объекты все-таки восстанавливают. На сайте IRK.ru уже выходила новость о том, что недавно началась реконструкция причала на островной части паромной переправы поселок Сахюрта — Ольхон.
Также в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области журналисту сообщили, что в рамках проекта «Волшебный Байкал», направленного на развитие круглогодичных курортов и круизного туризма на озере Байкал, определены девять локаций для реконструкции причальных сооружений.

«Мероприятия по ремонту распределены на три этапа, при этом учитывались основные туристические потоки и перспективы развития маршрутов круизного туризма. На первом этапе реализации проектов планируется проведение реконструкции причальных сооружений в порту Байкал и поселке Листвянка в комплексе с причалом «Рогатка». Данные причалы находятся в федеральной собственности. Сроки по реализации мероприятий станут известны после определения механизма финансирования собственником», – гласит ответ министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области.
Судьбу этих причалов недавно обсуждали на круглом столе Комитета Госдумы в Иркутске. Там было озвучено, что на данном этапе на реконструкцию потребуется порядка 5,8 миллиарда рублей и регион уже направил заявку на предоставление инфраструктурного кредита в размере 3,7 миллиарда рублей.
Что же делают с бесхозяйными причалами? В правительстве Иркутской области ответили, что такие объекты принимает на учет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Представители Восточно-Сибирского территориального отдела Госморречнадзора министерства транспорта и дорожного хозяйства региона проводят выездные мероприятия, чтобы определить целесообразность использования и ремонта причалов. В дальнейшем ведется взаимодействие с представителями бизнес-сообществ, заинтересованных в эксплуатации выявленных причальных сооружений, не имеющих собственника.
Элина Хитрина, IRK.ru