Мой рабочий день начался еще до рассвета – в 04:00. Час на сборы, еще один на дорогу от Байкальской до Узловой в Ново-Ленино, и я готова заступить на смену помощника водителя.
С 06:00 на базе «РТ-НЭО Иркутск» кипит жизнь. На улице пытаются разъехаться спецмашины и легковушки, в гараже механики чинят и проверяют технику, а в предрейсовом кабинете операторы ожидают прохождения медосмотра и выдачи путевых листов.
На входе меня встретил главный механик и сказал, что сегодня я буду работать с опытным шофером Витей. В день на уборку выезжает 60 мусоровозов. Перед выходом на рейс нужно пройти несколько этапов – медкомиссию и техосмотр автомобиля.
В предрейсовом кабинете стоит несколько специальных приборов для самостоятельного прохождения медосмотра. Каждый работник сканирует индивидуальный куар-код, измеряет уровень давления, дует в трубочку для определения уровня алкоголя в крови и проходит небольшой тест по самочувствию.
Перед выходом водителю выдают рабочий телефон. На нем установлена специальная программа, с помощью которой можно посмотреть карту рейса и подгрузить фотофиксацию каждой мусорной площадки до и после уборки.
Мы пошли к машине, на которой Виктор работает уже несколько лет. Это здоровенный МАЗ, который шофер ласково называет «Мазай». Даже при росте 180 забраться в кабину мне стоило больших усилий.
– У меня два высших образования. Одно в сфере мореходства, а по второму я автомеханик. Получается, почти по профессии работаю, – со смехом начал рассказ Виктор. – Нравятся мне большие машины, да и график удобный – три дня ездишь, три отдыхаешь.
Семь лет назад он впервые сел за руль мусоровоза. Начинающему оператору достался один из самых сложных районов города – Березовый в Марковском муниципалитете. Эту местность Виктор обслуживает и сейчас.
– Я сначала испугался, думал, ну как я здесь работать-то буду? На легковушке сложно проехать, что уж говорить про такую большую машину, еще и с грузом – тоннами отходов, – рассказывает водитель.
Все экстремальные горки и узкие проезды Березового он преодолевал с ловкостью, и мы довольно быстро передвигались от площадки к площадке. Чувствовалось, что за годы работы Виктор выучил окрестности, как свои пять пальцев.
– У меня много напарников сменилось. Когда ставят в этот район, все боятся местных дорог и гололеда. Да, сложно, но быстро привыкаешь. Сейчас я уже знаю, где объехать так, чтобы сделать все быстро и качественно. Конечно, бывало и такое, что застревал, скатывался, в аварии попадал, но в таких случаях коллеги приезжают на помощь, – делится эмоциями шофер.
Обычно водитель ездит с грузчиком, который помогает загружать отходы в мусоровоз. Но сегодня вместо напарника была ничего не умеющая и всего боящаяся я. Поэтому Виктор разгружал баки самостоятельно.
– Хотите, научу работать с ковшом? – спросил он. – Это не так сложно, как кажется. В правом углу на кабине есть рычаги, с помощью которых ковш опускается и поднимается, поворачивается в нужную сторону.
Под управлением Виктора все движения ковша были отточены. Со стороны казалось, что процесс – проще простого. Но как только заняться этим попробовала я, контроль пришлось оперативно вернуть опытному напарнику.

Кстати, местные жители, по его словам, довольно часто говорят слова благодарности. Но и возмущений Виктор слышит немало.
– Чаще всего ругаются, что мы не убираем свалки возле контейнерных площадок. Вот, видите, сколько всего навалено – старые матрацы, ведра, раковина. Мы это и не должны убирать, но сортировать содержимое перед разгрузкой баков приходится. Машина не предназначена для вывоза строительного мусора, потому что все, что попадает внутрь нее, утрамбовывается прессом. Большие и тяжелые предметы могут сломать механизм, – пояснил водитель.
Строительные и крупногабаритные отходы нужно складывать только в специально отведенное место на КП. Но если случилась подобная стихийная свалка, то ее обязана ликвидировать управляющая компания.
– Однажды кто-то выбросил холодильник. Он стоял внутри бака, а в отсек морозильной камеры добрые соседи сложили мусор. И как же я должен был это выгрузить? – поделился воспоминаниями Виктор.
Еще одна проблема – припаркованные возле КП легковушки. Они не дают возможность массивному «Мазаю» подъехать, а грузчику – выполнить свою работу. Такие нарушения специалисты «РТ-НЭО» фотографируют и отправляют в управляющую компанию.
С Виктором мы отработали до часу дня. За один рейс собрали около шести тонн отходов с 10 площадок – именно столько вмещается в одну машину. После отправились на мусороперерабатывающую станцию в районе Жилкино – перевалочный пункт между баком во дворе и полигоном.
Там груз из трех-четырех грузовиков отправляют в огромный контейнер, утрамбовывают, и только потом отвозят на полигон. Это помогает производить сбор быстрее и оптимизировать затраты на транспортировку.

За рабочий день Виктор делает три таких рейса, а в конце проезжает все свои точки еще раз и повторно собирает накопившийся за день мусор.
– Мне нравится, когда моя территория чистая. И местным жителям приятно, часто благодарят, со многими знаком лично, – говорит он.
Проведя с ним всего один день, я прониклась его ответственным отношением к обязанностям и нелегкому труду. Что-то менять Виктор не планирует, несмотря на все сложности, и каждый рабочий день приносит ему удовольствие.
Сайт IRK.ru благодарит «РТ-НЭО Иркутск» за помощь в подготовке материала.
Арина Филиппова, IRK.ru. Фотографии автора
Про повторный объезд очень насмешили