Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Ипотека на воздух: как иркутская семья с двумя детьми платит кредит за несуществующий дом

В 2023 году Анастасия и Артем Петровы из Иркутска, планируя пополнение в семье, начали задумываться о более просторном жилье и рассматривать варианты ипотечных программ. Пара мечтала о своем доме на участке за городом, но оказалась в финансовой ловушке с заброшенной стройкой. Подробности этой истории Анастасия рассказала в беседе с журналистом IRK.ru.

Застройщика иркутянам посоветовали в банке. Компания имела аккредитацию в финансовом учреждении и, по словам горожан, поначалу выглядела благонадежно. Директор организации встретил клиентов в офисе, продемонстрировал актуальные проекты, например, элитный поселок с пятью очередями в Максимовщине. Супругов устроили все условия, специалисты стали рассчитывать стоимость работ, подбирать планировку.

Пара намеревалась брать сельскую ипотеку, однако застройщик предложил сделать выбор в пользу другой программы под более высокий процент. Обосновали это тем, что сотрудники успеют приобрести материалы до подорожания и быстрее построят объект. «Нас заверили, что позже можно будет рефинансировать кредит под „Семейную ипотеку“ в связи с рождением ребенка. Однако позже оказалось, что это невозможно», — дополнила Анастасия.

Менеджер банка в беседе с заказчиками называла исполнителем контракта одно общество с ограниченной ответственностью, но в день подписания договора подряда Петровым предоставили документы со второй организацией. Объяснили, что обе компании принадлежат одним людям, но первая занимается только изготовлением домокомплектов, а реализует проекты другое общество. «Позднее мы поняли, что такая замена произошла по причине того, что в конце 2023 года ФНС начала банкротить общество. Тогда банк не смог бы перечислить деньги в организацию», — отмечает Анастасия.

Договор пара заключила в декабре 2023 года, когда Анастасия была на девятом месяце беременности. Представитель компании заверил, что при получении денег от банка специалисты закупят все необходимое, а в теплый сезон быстро возведут здание, в которое семья въедет уже с ребенком.

Сдать готовую постройку подрядчик обещал к 30 августа 2024 года. По документам, находящимся в распоряжении редакции IRK.ru, предусматривался одноэтажный дом площадью 170 квадратных метров с гостиной, спальней и двумя детскими комнатами. Также указано, что в здании планировался монтаж систем водо- и электроснабжения, канализации, септика.

Анастасия и Артем Петровы с детьми
Анастасия и Артем Петровы с детьми

— В январе мы согласовали приобретение кровли, окон, но по факту компания ничего не купила. Затем больше года я просила привезти материалы на участок, а нас «кормили завтраками»: все лежит на заводе, привезем, не волнуйтесь, — рассказала Анастасия. — Мы даже порывались доставить все самостоятельно.

Осознание, что что-то идет не так, возникло весной 2024 года. Подрядчик оттягивал приезд на участок и не проводил подготовительные работы, оправдывая свои действия слякотью и грязью на участке, якобы техника «утонет», а также занятостью специалистов на другом объекте.

За все время подрядчик возвел на участке фундамент и завез комплект полистиролбетона. Пара посещала офис общества, где их убедили, что работы завершатся в срок. При этом в промежутках между переговорами представители организации периодически не отвечали на звонки.

За все время застройщик возвел на участке только фундамент
За все время застройщик возвел на участке только фундамент

Были моменты, когда семья Петровых самостоятельно пыталась решать проблемы на площадке. Например, муж Анастасии нанял трактор и делал септик. Кроме того, иркутяне не раз предлагали найти рабочих для объекта.

— Летом 2024-го мы начали узнавать о других пострадавших: наткнулись на отзывы в соцсетях и приложениях с картами, где люди называли подрядчиков ворьем и мошенниками. Даже в элитном поселке в Максимовщине они закончили по факту всего четыре сооружения, — отмечает Анастасия. — Сейчас мы знаем около 20 жертв этой же схемы. География обширна: Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край. Есть среди жертв и те, кому даже фундамент не залили. Организация хитрит как может: скрывает деятельность под новыми ООО и ИП.

Петровы обратились в полицию, прокуратуру, суд, к правительству Приангарья. Также они писали в Центральный банк России, Госдуму, СК России.

— Во время бесед с правоохранителями застройщик утверждает, что не отказывается от обязательств и когда-нибудь доделает дом, проект ведь уже начат. «Когда-нибудь» нас не устраивает, потому что через месяц банк может истребовать с нас всю сумму кредита и изъять земельный участок, который находится в залоге.

За два года у пары появился второй ребенок. Вместе с малышами они вынуждены жить у родственников или снимать квартиру.

Пара вынуждена жить у родственников или снимать квартиру
Пара вынуждена жить у родственников или снимать квартиру

С процентами за 30 лет иркутянам предстоит выплатить более 16 миллионов рублей. Сейчас семье ежемесячно приходится отдавать 44 тысячи рублей за кредит на несуществующий дом, платить за аренду жилья, продукты и другие необходимые товары.

— Первое время было очень тяжело смотреть на этот брошенный фундамент, — признается Анастасия. — До сих пор часто снятся сны про разбирательства со строительной компанией, про работы на участке. Кажется, стали чаще нервничать и ругаться с мужем: ищем виновных, крайних.

8 ноября 2025 года Петровы и другие пострадавшие из Иркутска отправили коллективное обращение в адрес президента России с просьбой услышать о проблеме мошенничества в сфере ИЖС, оказать поддержку, поручить провести проверку компаний и взять ситуацию на контроль.

На помощь семье пришла строительный юрист Жанна И. Она предложила свою поддержку безвозмездно. Также к проблеме подключилась Ассоциация ИЖС — некоммерческая организация, которая занимается похожими ситуациями и содействует в огласке.

Как прокомментировал журналисту IRK.ru руководитель строительной фирмы ООО «Стройинновации» (ОГРН: 1223800009102) Еманаков Максим Николаевич, проблема существует. Застройщик работает с полицией.

— Такая ситуация действительно сложилась, она сейчас по всему строительному рынку, — пояснил директор общества. — Компания никуда не уходит, ни в какое банкротство. Стараемся удержаться на плаву, ждем, когда положение дел в стране выправится, ставки снизятся, банки начнут кредитовать, и рынок строительства оживет. Мы намерены продолжить и завершить объект.

Случай Анастасии и Артема — не просто частная проблема. К сожалению, такие истории продолжают возникать по всей стране. Сотни семей оказываются в похожей ситуации: с кредитами на десятилетия, с заложенными участками, с недостроенными домами.

Для Петровых это история не только о деньгах, но и об отсутствии уверенности в завтрашнем дне: о детских комнатах, которые так и не появились, о бесконечных обращениях и попытках доказать, что они заслуживают жилье, за которое уже заплатили. Сейчас их главная надежда — что власти увидят масштаб проблемы и вмешаются. Возможно, именно этот случай станет поводом для пересмотра законодательства в сфере ИЖС и разработки форм поддержки россиян, которые остались у разбитого корыта — или, точнее, у недостроенного фундамента.

Фото из архива семьи

Ольга Фонарёва, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • горькая правда 14 ноября 2025 в 21:26

    Класс, особенно отмазка директора. Договор есть? Есть. Деньги получил? Получил. Сроки указаны? Указаны(наверное). Сделал в срок? Нет. Верни деньги, плюс компенсацию. Что за детские отмазки? да и вообще, что значит ситуация в стране выправиться? Тут некоторые комментаторы говорят что вообще чуть ли…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля