Купели на Якоби начали строить к Крещению еще в далеком 2000 году, место идеально подходит для проведения обряда: спокойная вода, нет течения, открытое пространство. С 2001-го главным архитектором и художником сооружения стал Вадим Семенов — бывший преподаватель ИРНИТУ и действующий актер театра Народной драмы.
— Вот уже 25 лет я с прихожанами храма, артистами театра и другими добровольцами создаю главную иркутскую купель. Из года в год эта церковная традиция не меняется, но развивается, — рассказал Вадим Семенов. — Вообще она очень богатая и не обрубает тебе крылья в творчестве, а показывает, в каком направлении двигаться. Имея 30-летний опыт работы в архитектуре, могу уверенно сказать, что в храмовом зодчестве нет границ: развивайся как хочешь, строй, проектируй. К примеру, мы каждый год изменяем образы и стиль обустройства иордани.
По словам архитектора, главная задача его как педагога и прихожанина — сделать так, чтобы люди хоть немножко прикоснулись к разнообразной мировой архитектуре. Поэтому каждый год концепция преобразовывается. Авторы уже создавали русскую, сербскую, грузинскую, византийскую архитектуру, делали формы в католическом стиле, а также с элементами классицизма и барокко. «Вот едут люди мимо церкви и даже не понимают, в каком веке она была построена, что означают разные фигуры на здании. А здесь у нас есть возможность показать им этот символизм, познакомить с разными направлениями храмового зодчества», — отметил мастер.
В этом году планировка иордани стандартная: две водозаборные купели, откуда православные черпают воду, и две иордани для купания, рядом с ними в центре будет стоять часовня, напротив нее — алтарная часть с подсвечником, иконой Святой Троицы и большой красивой голубкой. Обустройство пространства повторяет храмовую планировку. По периметру территорию украсят ледяными скульптурами — двумя ангелами и несколькими крестами.
В 2000-х на строительство иордани приходило до 70 человек, сейчас эта цифра стала значительно меньше. Ежедневно над созданием пространства трудятся 15-20 добровольцев: кто-то находится там с утра, кто-то отпрашивается пораньше с работы и приходит ближе к вечеру, кто-то специально берет отгулы или отпуск, чтобы помочь товарищам в создании локации.
— Некоторые из тех, кто строит иордань, — мои бывшие студенты, профессиональные архитекторы. Они уже давно обзавелись семьями, родили детей, но вот уже на протяжении многих лет приходят сюда. Для верующих людей это важная часть православной культуры, которой живет наш народ. Здесь они получают моральное удовлетворение, с интересом создавая объекты, — поделился Вадим Семенов.
Один из таких студентов — Михаил Зайцев. Молодой человек родился и вырос в Иркутске, но уже восьмой год живет в Красноярске. 14 января он специально прилетел на родину, чтобы помочь в строительстве иордани.

— Приехал сюда практически с самолета и сразу взялся за дело. Впервые в возведении ледяных скульптур и купели я участвовал в 2006 году по приглашению нашего педагога Вадима Семенова. И по сей день по мере возможности стараюсь ежегодно прилетать в это время, — отметил Михаил Зайцев. — Сейчас я работаю над центральным иконостасом, который также является несущей конструкцией для голубки.
Среди строителей иордани в основном мужчины: все-таки работать ежедневно на холоде не так просто. Однако Светлана Лапина помогает в этом с 2014 года. У женщины три технических образования, которые помогают ей правильно размечать и вырезать углы, а еще хороший глазомер.
— Впервые я пришла сюда из простого любопытства, было интересно, как все устроено. Как говорят старожилы иордани, так называемые члены клуба анонимных иорданцев — «когда я пришел, я мёл», — смеется Светлана. — Все новички начинают с метлы, так как не умеют работать с оборудованием. Сначала мы просто убирали, а потом появился интерес к самой работе: как резать, как правильно держать инструмент, как обращаться со льдом. Это увлекательный процесс, который прежде всего позволяет развивать себя. Так я и втянулась — теперь сама управляюсь и с бензопилой, и с электропилой, работаю стамесками. Вот сегодня отпросилась с работы, чтобы приехать сюда. Сейчас вырезаю крест.
Светлана вспоминает: в 2013 году, когда она только пришла, ребят, которые могли самостоятельно пилить, строить, устанавливать скульптуры и вырезать, было примерно в два с половиной раза больше, чем сейчас. К сожалению, молодежь взрослеет, создает семьи, не у всех получается выкроить время для этого занятия.

Но всегда находит несколько часов на строительство архитектор Григорий Малечко. С 2008 года он вместе с другими создает к 19 января красоту на Якоби.
— Если честно, процесс у нас творческий и гибкий. На сколько кубиков льда хватит, такой результат и получится. Мы всегда экспериментируем по ходу дела. У нас не бывает жесткого плана: утвердили эскиз — и сделали точно. Нет, мы смотрим по факту — оцениваем, сколько материала можем вытащить из залива, и только тогда начинаем строить. Здесь действует принцип: что придумал, то и сделал своими руками. В голове всегда есть образы — из опыта, из поездок по храмам, из прошлых работ. Но окончательное решение рождается на месте: смотришь на лед и понимаешь, что из него можно сделать. Это бесценная практика.

Основные проруби для купания делают в ночь на 18 января. Их полностью вскрывают, а потом накрывают специальными щитами и засыпают снегом до утра. Если этого не сделать, на них нарастет лед толщиной сантиметров десять, и придется его пробивать до начала купания. Перед крестным ходом все быстро убирают.
Григорий рассказал, что и сам раньше окунался в купель на Крещение. Но перестал после одного случая. «Однажды 18-го числа была метель и -35. Мы в последний момент возводили купол, и мне пришлось около пяти часов стоять неподвижно на высоте двух метров и пилить лед. В итоге отморозил палец на ноге — ботинок к носку примерз. После этого перестал погружаться в купель. Физически очень тяжело работать всю ночь, а потом еще и лезть в ледяную воду. Я уже не 18-летний студент, который может и потрудиться, и погулять, и окунуться», — признался Григорий.
В основном почти все из присутствующих на строительстве иордани когда-либо погружались в воду в Крещение. Например, вся семья Вадима Семенова проходила обряд: и четверо детей, и супруга, и внуки. Но это всегда происходит по желанию, возможностям и состоянию здоровья. Ведь для христиан купание является важной, но необязательной составляющей праздника. Все-таки главной частью является причащение Святых Христовых Тайн, которое происходит на литургии, и предшествующая этому исповедь.
За 25 лет прохождения обряда на заливе было немало разных случаев. Например, однажды под желающими окунуться треснул лед.
— Это произошло году в 2003-м. Толщина льда тогда не превышала 35 сантиметров. Для сравнения — сейчас она доходит до 55, и замеры постоянно проводят сотрудники МЧС, никаких нарушений не пропускают. А тогда мы только начинали, и особых проверок не было. И вот на Крещение случилось следующее: народ ринулся к одной проруби всем скопом, — вспоминает архитектор. — Толпа навалилась, и лед с грохотом треснул, вода хлынула наружу. Женщины взвыли, поднялся страшный крик, началась настоящая паника. Батюшка Марк кричит: «Все назад!». Да куда там! Люди сзади не видят, что случилось, и продолжают идти вперед. Те, что в первых рядах, уже остановились, а их все толкают прямо к воде. Кое-как остановили эту давку, с трудом утихомирили людей, обошлось без пострадавших. В общем, народная стихия — сила страшная, ее еще никто не побеждал.
Конечно, сейчас таких случаев нет: во время Крещения на месте дежурят спасатели, полиция и врачи скорой помощи. На территории иордани устанавливают теплые палатки-раздевалки, организуют места обогрева, туалеты и контейнеры для мусора. Все стало более комфортно и безопасно.
История со строительством иордани — не о красивых скульптурах изо льда, а о людях, которые приходят сюда не по приказу и не ради зарплаты, а по зову сердца, по велению веры. Они уходят с работы, берут отпуск в самое неудобное время и едут сюда, в холод, чтобы создавать купели. И это — красота живой традиции, дыхание русской культуры, воплощенное в деле православие.
— Им можно лишь с глубоким уважением пожать руку — и богатырям, и хрупким девушкам, выдерживающим стужу. Во время крестного хода и освящения иордани они стоят заледеневшие после всех работ и не могут сдержать слез, потому что для них это настоящий религиозный праздник, — подытожил Вадим Семенов.
19 января в 11:00 в Иркутске после утреннего богослужения в Александро-Невском храме верующие отправятся крестным ходом к иордани. На льду водохранилища проведут молебен и освящение воды. Купель для всех желающих окунуться откроют ориентировочно с 11:30, работать она будет до полуночи.
Фото Маргариты Романовой
Марина Палеева, IRK.ru










































-
Работник картонного комбината
17 января 2026 в 13:46
Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарииА чо там со стройкой храма? Участочек отхапали по тихой много лет назад, теперь заборчик поставили, и что?! Может, его взад отобрать, потому как ничего не строится?