Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

История не останавливается на «Сапожке»

7512 просмотров

Недавно мне довелось побывать в Монголии. Выхожу из самолёта — и вхожу в здание аэропорта «имени Чингисхана». А потом оказывается, что в Улан-Баторе много чего «имени Чингисхана», вплоть до водки. И монголы вообще гордятся своим… коллективным предком. Знаком, кстати, особого расположения к жителям Иркутской области является доверительное «Вы ж там в Сибири все имеете немножко крови чингизидов».

Тот факт, что уважаемый хан положил в своё время довольно много народу — в лучшем случае, десятки тысяч, хотя более вероятно, что счёт идёт на сотни, — монголов не смущает. Как и тот факт, что уважаемый хан, в переводе на современный язык, практиковал геноцид: его войско время от времени уничтожало целые племена. Нет, никто не пытается этого отрицать: просто… «ну, время такое было». То есть наши соседи отдают себе отчёт, что национальный герой временами действовал, с современной точки зрения, не самыми приглядными средствами — но зато он создал крупнейшую в истории человечества континентальную империю и, фактически, монгольскую государственность. Более глубоко на эту тему я с монголами не беседовал, но могу сделать вывод, многие считают заслуги Чингисхана значимее его, с позволения сказать, недостатков. И, что самое главное, они не видят необходимости исторических ревизий: что было — то прошло. А было всякое. Но клеймящих Чингисхана за гуманитарные преступления я не встретил.

И это резко контрастирует с настроем различных частей российского общества, которое в целом, похоже, вообще не готово принять, что наша общая история просто была. Разные в ней периоды были, но это не повод относиться к ней избирательно — громко и старательно рассказывая о победах и умалчивая о поражениях. И не повод относиться к ней собирательно — исключительно в терминах «дикость», «мракобесие» и «национальная катастрофа». Я бы даже сказал, что это глупо. Глупо изображать Ивана Грозного и Иосифа Сталина исключительно одномерными злодеями, равно как Петра Первого и Екатерину Вторую — исключительно прогрессивными молодцами. Да что говорить: и Александр Сергеевич Пушкин не ангел был, но любим-то мы его не за это.

Одни клеймят «ревизионизм» и кричат «не смейте подвергать сомнению подвиг советского народа в Великой Отечественной», хотя вот его-то никто и не подвергает сомнению. Другие со странным удовлетворением говорят, что к моменту отмены крепостного права в России англичане уже веками жили свободно (некоторые из них даже прибавляют «и демократично»).

Что рассуждения об истории страны меняют в истории страны? Ничего. Что они меняют в нас? — Кажется, тоже ничего, а жаль. Потому что история прошлого для умных — источник знаний о будущем. А для глупых — повторяется как фарс. В котором смешного мало, а грустного предостаточно.

Мы же в массе своей, к сожалению, боимся и не любим о ней рассуждать — как будто наши рассуждения могут как-то её изменить или, тем паче, оскорбить память предков. Зато мы любим предпринимать решительные шаги: что-нибудь переименовывать, например — улицы, площади, воспоминания…

А тем временем, иркутяне по-прежнему говорят "Остановите на «Сапожке», хотя остановку переименовали лет десять назад… Как она «правильно» называется, я не знаю: тоже прошу остановить на «Сапожке».

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/Sebian/1132/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля