Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Заигрались?

2090 просмотров

Прелюбопытная статья в РИА «Новости» — https://ria.ru/20200226/1565235707.html

Автор рассказывает об ужасах жизни в виртуальном мире, сиречь, мире компьютерных игр (хотя виртуальный мир гораздо шире как по спектру возможностей, так и по перечню угроз — пересмотрите «Матрицу»). В ней есть зерно здравого смысла, но есть и странный вывод, процитирую: «мы потеряли то, что, возможно, удерживало многих психопатов доонлайновой эпохи от преступлений — осознание, что, став убийцами, они все потеряют, но ничего не приобретут.
Сейчас они думают, что приобретут — статус. И даже имеют свой квант социального одобрения авансом».

Во-первых, от кого они имеют этот квант социального одобрения, позвольте спросить? Явно не от всего общества разом и даже не от существенной его части: напомню, поводом для написания той статьи в РИА стало задержание в Саратове двоих школьников, планировавших массовое убийство в учебном заведении. «У них был обрез, и они собирались сделать по рецептам из интернета что-то типа напалма, а также состояли в пабликах любителей массовых убийц прошлого». Ну, сложновато предположить, что общество, подпоясавшись, взяло и выдало единодушно, рассчитавшись на первую-вторую-последнюю страты, несостоявшимся убийцам «квант социального одобрения». Авансом. За немотивированное массовое убийство.

Справедливо и обоснованно было бы полагать, что этот… квант (блин, Виктор, откуда у вас это слово в таком контексте?!) может выдать лишь, по сути, единственный социальный слой — таких же, как эти подростки, несостоявшихся (пока ещё?) массовых убийц.

И вот тут есть 2 важных вопроса: насколько этот слой массов и откуда он вообще взялся?
На первый вопрос ответы могли бы потенциально дать социологи, но я без понятия, ведутся ли подобные исследования, зато понимаю, что социологическая наука, за минусом опросов общественного мнения касательно политических рейтингов, у нас не то чтобы процветает.

На второй довольно однозначный ответ пытается дать автор статьи: виноваты жестокие компьютерные игры. Тут уже, в подкрепление его позиции, есть вполне себе авторитетные исследования западных социологов, да и сама статья изобилует статистическими данными: «подростки 14-15 лет значительно больше запоем играют в игры (более трёх часов в день в 2005 году играли около 25% подростков; к концу нынешнего десятилетия — около 45%)».

Не стану рассуждать о западных реалиях, ибо незнаком. Давайте посмотрим на свои среднерусские возвышенности.

Первое — школа. За редким исключением, педагогический процесс в российской школе строится на оценках как самоцели. Знания как таковые, навыки, умение обращаться с информацией ценятся меньше, чем «пятёрка». Более того, на мой субъективный взгляд, в школе воспитывается культ «ошибаться стыдно». И оценка превращается в рейтингование учеников, а не в реальную оценку их знаний; выучил — молодец, понял ли — не имеет значения. Учиться на ошибках? — Ну, не смешите: каждая «двойка» — гвоздь в рейтинг уже учителя. Поэтому учитесь не учиться, а учитесь не ошибаться. И что в этой ситуации делает среднестатистический ребёнок? — Ищет путь, где ошибки не критичны, где за них не засмеют и не унизят, где, ошибившись, можно просто сделать restart.

Второе — не школа. Разнообразное «дополнительное образование». Я могу ошибаться, но если не бесплатных, то хотя бы доступных кружков и секций у нас не то чтобы изобилие. И даже в них зачастую исповедуется соревновательный принцип. Который не плох сам по себе, однако не предполагает почему-то поддержки тех, у кого «сегодня не получилось». А что эффективнее уничтожит самооценку подростка, чем «Иванов молодец, а Петров — ну, как обычно…»?

В общем, можно — и в значительной части справедливо — обвинять компьютерные игры в создании той самой альтернативной реальности, где уничтожение противника — цель, а респаун (может, нынче по-другому называют, я лет 15 не играл) — легче лёгкого. Только если государство не предлагает альтернативы, в чём смысл этих обвинений? Свято место…

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/Sebian/1336/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля