Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Шанс’off

3329 просмотров

«Прохожу сегодня, отголосовавши, мимо избирательного участка на Политехе. Из окон жизнерадостно наяривает шансончег. Какая новая Россия, вы о чем? Мир спасет красота и массовые расстрелы», — пишет приятельница в ЖЖ.

Другой приятель довольно резко реагирует на это серией комментов, мол, глупо о стране судить по музыкальному сопровождению победы «работяг» — это не я, это Владимир Владимирович так называл тех, кто за него отдал голос. Ну, и далее приятель замечает, что любовь к шансону — не повод записывать ее носителя в быдло и вообще все мы тут смелые эстеты, пока далеки от доверительного спаринга с этими почитателями.

В общем, оба правы. Но никакой истины посередине: ее локацию в данном вопросе четко указывает то место, которое шансон занял в масскультуре нулевых-десятых.
Никто не станет спорить, что блатные песни всегда имели свою аудииторию, а застолье без «Мурки» — все равно что свадьба без драки. То есть хорошо бы, но чем чаще наполняются бокалы, тем меньше шансов на скучное завершение торжества.

Однако только в двухтысячных блатняк стал называться шансоном и приобрел армию слушателей, которой позавидовали бы Галкин, Басков, Тимати и Камеди Клаб вместе взятые. И тогда же пассажи типа «Голуби летят над нашей зоной» стали аудиальной обыденностью для поездок в маршрутных такси, пригородных автобусах и рабочего процесса плотников, строителей и всех их коллег по цеху.

Не сказать, чтобы в 1995-м кого-то такие песни шокировали, но в 2005-м они удивительным образом превратились в музыкальный фон для любых жизненных процессов обычных людей. Не запишешь ведь всех слушателей шансона в сидельцев, даже потенциальных… Тем удивительнее та крепость, с которой он повсеместно въелся в народный быт. А еще удивительно другое: что людей совершенно не коробят песни о тех, кто явным и намеренным образом не чтит, в отличие от Остапа Бендера, Уголовный Кодекс. Вплоть до статьи 105.

Поэтому справедливо, конечно, замечание моего приятеля, что попрекать нужно не громким прослушиванием шансона, а громким прослушиванием любой музыки, ибо даже если на дворе и не день тишины, все равно каждый имеет право на свой кусочек умеренного шумового фона. Однако тотальная шансонизация страны — отличный культурологический маркер: как ни крути, именно этот стиль подразумевает семки, пивасик и агрессивное ничегонеделанье, помноженное на неприязнь к тем, кто слушает иное, пьет иное и «более лучше одевается». Конечно, и во времена СССР у нас хоть и была самая читающая страна, до тотальной взаимовежливости и высокой культуры быта было неблизко. Но там за это хотя бы боролись. А нынче плохие рифмы о блатной романтике, положенные на не менее плохие, да еще и однообразные, ритмы, может, и не призывают к совершению противоправных действий, но уж точно не настраивают на построение «новой России».

А если все-таки настраивают?
Тогда не хотелось бы в ней жить.
Давайте останемся в старой что ли. Тут пока еще есть филармонии и концерты Кейко Мацуи. И больше одной радиостанции в эфире. Так что можно и не настраиваться на волну 105,6.
Хотя, наверное, тем, кто в рулит в маршрутках и избирательных участках, на это наплевать.

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/Sebian/89/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля