Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Взрыв Леона

3759 просмотров

фото с сайта cinephiliabeyond.org
фото с сайта cinephiliabeyond.org

Фильм «Леон», снятый Бессоном в 1994 году — это просто кладезь какой-то. Сюжет, в центре которого история о профессиональном киллере и маленькой девчонке, был написан Люком за 30 дней, а снят за 90.

Хорошо, что сегодня не первое апреля, иначе вы решили бы, что факты, которые я вам предоставлю — шутка. Нет, всё на полном серьёзе. Вы и сами проверить можете — оригинальный сценарий, он везде. На английском, да, но разве служило это когда-нибудь препятствием для любопытного исследователя?

Начну с конца, в буквальном смысле. Финал фильма был другим. Очень жестоким, очень мрачным. Никакой надежды на сиквел. Судите сами:

ЗАМЕДЛЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Появляется Матильда. На ней большой плащ Леона, в руке пистолет с глушителем. Ее лицо жестко и неподвижно — мы никогда не видели ее такой. У входа в здание стоят два копа, которые пораженно смотрят на нее. Это последнее выражение лица в их жизни.

Она заходит в коридор. В его конце Стэнсфилд смеется вместе со своими коллегами. Матильда идет, пока не видит белую простыню на полу. Она приседает и приподнимает один конец. Кровь Леона повсюду, но выражение его лица милое и расслабленное. Матильда гладит его по щеке.

Кто-то стучит по спине Стэнсфилда. Группа оборачивается и видит маленькую девочку, сидящую возле трупа. Матильда целует Леона и встает. Ее пистолет остается лежать на полу.

Она смотрит на Стэнсфилда, прямо в его глаза и широко улыбается. Стэнсфилд не понимает, что происходит. Матильда достает свою руку из кармана и кидает ему что-то. Стэнсфилд ловит предмет. Это металлическое кольцо. Стэнсфилд всё меньше и меньше понимает, что сейчас происходит.

Матильда распахивает свой плащ: внутри находится связка из дюжины гранат. У одной недостает кольца.

СТЭНСФИЛД ПОНИМАЕТ ВСЁ.

МОЩНЫЙ, ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ, АБСОЛЮТНЫЙ ВЗРЫВ.

Ударная волна опрокидывает всех стоящих на улице. Всё еще в замедленной съемке тысячи обломков падают на землю. Дождь кажется еще более печальным чем обычно.


Финал, как мы видим, был изменен чуть менее, чем полностью. И это только начало. Оригинальный сценарий пострадал основательнейшим образом, настолько, что зрителю приходится сомневаться в очевидном.

фото с сайта cinephiliabeyond.org
фото с сайта cinephiliabeyond.org

Больше всего меня смешит история о контракте родителей Натали Портман и режиссера. Они, дескать, переживали, что ребенок вынужден курить, и много. Мама с папой поставили жесткие условия: сцен курения должно быть не более пяти; ребенок не затягивается в кадре; ребенок бросает курить. Почему смешит? Да потому, что баловство с табачком — это цветочки, по сравнению с макгаффином фильма. Кому-то это слово незнакомо, оно означает факт, вокруг обладания которым строится фабульная сторона произведения. Термин ввел в обиход Альфред Хичкок. И что же это за очевидный факт?

Кто не помнит, или смотрел фильм в детстве, пересмотрите. Красной линией через всю эту незамысловатую историю проходит сексуальное влечение юной Матильды к взрослому Леону. Она слишком взрослая для своего возраста. Он как аутист, совершенно асоциальный, с деформированными моральными рамками, что позволяет хладнокровно убивать людей. Матильда без всякого труда берет Леона в оборот и крутит им направо и налево. Неясно, любовные закидоны — жестокий троллинг или всё по-честному.

Нынче расширенную версию фильма может увидеть каждый, она длится около 2 часов 13 минут (режиссерская — час сорок пять). И, хотя некоторые сцены были существенно сглажены, фильм с ними запретили к показу в Америке. Европа — другое дело.

Для начала, поглядим, что осталось:


А вот о чём, собственно, речь:


Это же даже не красная линия, она раскалена добела! Давайте, сравним эти, как выяснилось, безобидности с текстом оригинального сценария. Перевода приведенного ниже фрагмента в интернете я не нашел, поэтому сделал это сам. Only for you, как говорится.

Леон принимает душ. Лицо закрыто руками. Очевидно, он пытается прийти в себя.
Дверь новой съемной квартиры открывается после непродолжительного стука, похожего на код. Входит Матильда. Леон молниеносно реагирует в душе. Его рука находит ствол.

ЛЕОН
Матильда?

Матильда не останавливаясь проходит мимо душевой, царапнув ногтями по двери.

МАТИЛЬДА
Да… привет.

Она входит в комнату и распаковывает свои вещи, в том числе косметику. Она подходит к окну и начинает краситься. Матильда наносит макияж. Леон в маленьком, не по размеру, полотенце. Он входит в гостиную.

ЛЕОН
Матильда?

МАТИЛЬДА (откуда-то)
Да… Я пришла.

Леон подходит к окну и смотрит на улицу. В Леоне что-то изменилось. Может, он устал от всего этого. Он садится на стул. Портативный аудиоплеер Матильды включен. Он некоторое время колеблется, и все же вставляет наушники. Там — приятная, почти классическая музыка. Очень красивая, как появившаяся Матильда. На ней платье, которое дал ей Леон, она накрашена. Она выглядит как 20-летняя. Рот Леона открыт. Она улыбается и присаживается перед ним. Он вынимает наушники.

ЛЕОН
Что происходит?

МАТИЛЬДА (удивленно)
Ничего… А что не так?

ЛЕОН
Ну… Не знаю, ни с того ни с сего, макияж… все это… Как ты? В порядке?

МАТИЛЬДА
Конечно! Я в порядке! Я надела твое красивое платье, немножко подкрасилась… Я попыталась быть красивой. Тебе нравится?

ЛЕОН (застенчиво)
…Да.

МАТИЛЬДА
Так скажи это!

ЛЕОН (после паузы)
…Мне нравится…

Матильда в своем новом платье. Матильда улыбается и встает. Она идет на кухню. Леон ощущает странное чувство, будто попал в ловушку, не имея возможности ничего сделать. Матильда возвращается со стаканом молока, она протягивает его Леону. Она опускает занавески, чтоб приглушить яркий солнечный свет. Матильда присаживается прямо перед ним. Леон не в силах даже пошевелиться.

МАТИЛЬДА
…Почему не пьёшь?

ЛЕОН
Я, пожалуй, немного подожду. А то чувствую, что пойдет не туда.

Матильда берёт стакан из его рук и отпивает половину. Она проводит языком по губам, чтобы слизать капли молока. Леон смотрит на нее, как дитя на леденец. Она возвращает ему стакан. Матильда выглядит как спокойная кошка.

МАТИЛЬДА (сладко)
Я люблю тебя, Леон… Всего. Это первый раз, когда я так сильно чувствую. И еще это первый раз, когда я доверяю мужчине. Я доверяю тебе.

Она ласкает его руку.

…Я люблю твои руки…

(пауза)

Леон…в твоих руках…я хочу, чтобы ты был моим первым любовником.

Леон освобождает свою руку и допивает молоко. Он смотрит на Матильду в одной мере с тоской и блаженством.

ЛЕОН (плохо себя чувствуя)
…Я не могу, Матильда… Я не могу.

МАТИЛЬДА (с улыбкой)
…У тебя есть девушка?

ЛЕОН
…Нет….

МАТИЛЬДА
…Я тебе не нравлюсь?

ЛЕОН (искренне)
…Нравишься….

(пауза)

…Ты самая красивая, Матильда.

Матильда выглядит облегченной этими волшебными словами. Она кладет свое лицо на колени Леона, а он ласкает ее волосы.

МАТИЛЬДА
Знаешь, девушки долго думают о своем первом парне. Я представляла его с седыми волосами, элегантного… немного похожим на отца Джорджии. Джорджия — моя одноклассница. Настоящий мужчина позволяет чувствовать себя защищенной! Круто, да?

Леон кивает, не зная что сказать, и говорит «да».

Мои подружки рассказывали, что в первый раз у них все было ужасно. Везде болело, после этого… Но это потому, что они сделали это с мужчинами, которые их не любили. На самом деле, просто сделали это, чтобы похвастаться, в начале. Потом это им понравилось … Как сигареты.

Леон закрывает глаза. На его лице боль.

МАТИЛЬДА
Сколько девушек у тебя было?

ЛЕОН
…Я не знаю.

МАТИЛЬДА
Ну… 1… 2… 10… 100… 1000? Сколько примерно?

ЛЕОН
…Матильда, мне не хочется говорить об этом.

МАТИЛЬДА
Почему? Их было слишком много, и ты боишься меня шокировать? Я не буду шокирована. Я привыкла к этому. Мой отец был настоящей свиньей. Он имел эту, как бы мою мать, по всей квартире. Всегда, когда их дверь была закрыта, будьте уверены, они занимались там сексом! И моя сестра, если ты не спал с ней, значит ты не такой, как все в этом доме.

ЛЕОН
Остановись, Матильда! Не говори так!

Матильда вот-вот заплачет.

МАТИЛЬДА
Я рассказываю это потому, что ты молчишь, Леон. Я признаюсь в своей любви, а ты ничего не говоришь. Вот почему я нервничаю и не могу остановиться. Скажи мне, что любишь меня, или не любишь, а любишь кого-то другого.

Леон собирается с духом перед тем как начать.

ЛЕОН
…У меня была девушка… давно. До приезда в эту страну. Мне было 14 лет…. Мы флиртовали как дети…. Ее отец не хотел, чтобы она со мной виделась. Моя семья была не слишком богатой.


МАТИЛЬДА
И? Разве тебе не плевать на её отца, разве нет? Вы все равно виделись?

Леон долго думает, потом кивает.

ЛЕОН
…Он убил ее, пуля в голову….

Матильда потрясена.

МАТИЛЬДА
…Это ужасно. Надеюсь, ты убил этого ублюдка?

ЛЕОН
…Да. В день, когда он вышел из тюрьмы. Я позволил сделать ему 10 шагов… не более. И все. Двести метров. С оптическим прицелом. Той ночью я покинул свою страну и приехал сюда, чтобы остаться с моим отцом, который работал на Тони. … Мне было 17. С тех пор я никогда не покидал города… и никогда у меня не было другой девушки….

Леон нежно смотрит на нее.

… Понимаешь, я бы не был хорошим любовником, Матильда.

МАТИЛЬДА
Леон, я не очень много знаю о жизни… Я просто знаю, что люблю тебя. И эта любовь сильнее всего на свете.

Леон волнуется все больше и больше, как ребенок.

ЛЕОН
Может быть… да…. Но… Я боюсь, Матильда.

Леон плачет. Матильда гладит его по лицу.

МАТИЛЬДА
Не бойся, Леон. Ты не должен бояться любви, она так прекрасна.

Она ласкает его плечи.

Я хочу, чтобы ты был первым, кто прикоснется ко мне… Первый, кто займется со мной любовью. Никто до тебя.

Она встает и скромно снимает свои трусы, оставляя платье. Леон плачет, не в силах ей противостоять. Матильда очень молода, но она также очень прекрасна и очаровательна, и мила, и нежна…. Она сладко, так сладко садится на него.

ЛЕОН (плача)
Почему я, Матильда, почему я?

Матильда наклоняется к его уху, чтобы сказать.

МАТИЛЬДА
…Потому, что ты заслуживаешь этого, Леон….

Леон обнимает ее. Он наполнен блаженством, стыдом, таким множеством эмоций, что не может себя контролировать. Но, черт побери, как они красивы, когда занимаются любовью.


Теперь вы понимаете, что фильм не унаследовал главной истории замысла, которая гораздо сильнее всех этих «пиу-пиу». И слава Богу! Набокову до сих пор бьют стёкла, хотя Долорес (Лолите) Гейз к концу романа почти стукнуло восемнадцать. Возможно, Бессон и не планировал экранизировать оригинальную идею, и она служила всего лишь балластом для редактуры.

Как рассказывала жена Леонида Гайдая, он использовал подобную тактику: "Фильм был снят и смонтирован, пришло время показа в Госкино. После которого Лёня вернулся домой очень довольный: «Картину приняли без купюр! Только атомный взрыв вырезали». Я так и села: «Лёня, какой еще атомный взрыв?» — «Ну, я там специально приклеил в конце атомный взрыв. Чтобы отвлечь внимание от остального».

А у французов, ну какой у них ядерный взрыв? Получается, не так много у Люка и вариантов-то было.

фото с сайта cinephiliabeyond.org
фото с сайта cinephiliabeyond.org

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/gkuznetsov/1141/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход