Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Образ отца в зеркале прессы

2253 просмотра

Вместо пролога: Помогая многодетной семье пройти медосмотр в детской поликлинике, я завела восьмилетнюю девочку в кабинет к участковому педиатру. Та, окинув меня скептическим взглядом, спросила сквозь зубы:
- Опять Шевелевы? Ну, мать понятно, уже год, как умерла, а отец-то где, пьет, наверное?

В этот момент единственный кормилец семейства вместе с трёхлетними двойняшками заходил в соседний кабинет невропатолога.
- Почему сразу пьёт? - спросила я.
- А где же он ещё может быть? – ответила врач, не раздумывая
.

Стереотип «отца», впрочем, как и все остальные образы, складывается в нашем понятии из многих составляющих, среди которых «кухонные» истории, примеры из личного опыта, но самое большое влияние оказывают средства массовой информации. Со страниц разнообразных периодических изданий журналисты систематически обращаются к вопросу отцов и детей. Сложность проблемы отцовства, неоднозначность и неопределенность подходов к ее решению предоставляет прессе возможность многоаспектного ее освещения.

Первый аспект связан с наиболее стереотипным образом мужчины в семье. Гендерный анализ двадцати наиболее известных периодических российских изданий показал, что роль мужчины часто профессиональная, иногда дружеская, роль сексуального субъекта, но очень редко семейная. Женщина чаще выступает в семейной роли, для нее значимы семья, дети, хозяйство.

Так, проведенный анализ слов, употребляемых в статьях, показал, что «семейные» слова, такие как: «дети», «мать – отец», «жена – муж», «хозяйство» чаще употребляются в статьях о женщинах (76%), в мужских историях их всего 36%. А такие слова, как: «профессия», «карьера», «работа», «престиж» чаще употребляются в историях про мужчин.

Второй аспект подразумевает образ отца под названием «воскресный папа». Пресса стала тем мощным идеологическим инструментом, который закрепил в общественном сознании убеждение в невозможности передачи детей по суду отцам.

В одном из номеров еженедельного общественно-политического журнала «Огонек» я прочитала интервью с писателем Олегом Шишкиным, который является основателем общественного движения, борющегося за права разведенных отцов. Он утверждает, что именно проженские СМИ создали образ разведенного отца как злостного неплательщика алиментов, подлеца, которому наплевать на своих детей. Редкий случай, когда в периодической печати встречается письмо от отца, который бы жаловался на свои проблемы. Привычная и социально одобряемая модель поведения «мужчины не плачут» не позволяет отцам не выносить свою личную боль на людской суд.

Третий аспект связан с наиболее негативным образом «отца». При этом, заметьте, пьющий, гуляющий субъект, не принимающий никакого участия в воспитании своего чада, уже в прошлом. Сегодня, в более жестокое время, активно обыгрывается тема «отца-совратителя» или «отца-убийцы».

Далеко за примерами ходить не надо. Исследуя этот вопрос, я проанализировала все выпуски за 2010 год одной из наиболее читаемых еженедельных иркутских газет. В каждом пятом номере подобные заголовки:
- «В Слюдянке покончил собой ученик седьмого класса, обвинив во всем отца»;
- «В Усольском районе пьяный отец избил 3-хмесячную дочь»;
- «Отчим изнасиловал свою трехлетнюю падчерицу»;
- «За сломанный телевизор отец-одиночка наказал ребенка»;
- «Примерный семьянин насиловал в Ангарске несовершеннолетних девочек»;
- «Суд над отчимом Никиты Чемезова».

Согласна, что образ отца в «зеркале прессы» равносилен тому образу, который мы создали сами. Ведь никто не станет отрицать, что действительно существует проблема невыполнения многими отцами своих родительских обязанностей, проблема уходов их из семей, невыплаты алиментов и так далее. Говорить об этом надо, но почему рядом с этими заголовками нет ни одной статьи, в которой бы отец семейства представал перед читателями совсем с другой, с положительной стороны? Неужели у нас мало таких примеров? Или подобные материалы не так востребованы, не имеют той эмоциональной окраски, того сенсационного характера?

Вместо эпилога: «Чтобы стать отцом, достаточно девяти месяцев. Еще столько же примерно времени надо, чтобы стать папой. А чтобы стать батей, нужно еще лет 20. Только по истечении такого срока тот, кому в свидетельство о рождении вас записали как отца, тот, кто пролепетал долгожданное слово „папа“, скажет кому-нибудь уже без подростковой иронии, с гордостью: „А вот мой батя…“», - это строчки с сайта электронного журнала для настоящих пап, который так и называется «Батя». К сожалению, подобного печатного издания в Иркутске пока не существует.

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/ingash-/69/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля