Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Видеосалоны Иркутска: от «Покаяния» до «Эммануэли»

4073 просмотра

«Еще год назад видеосалоны (всякий раз, доходя до этого слова, я мысленно спотыкаюсь: оно звучит невероятно громко для определения тех убогих подвалов и полуподвалов, в которых творится видеодейство) являли собой робких новичков в зарождающейся сфере частного бизнеса. Тогда и репертуар предлагали почти приличный, без особых скабрезностей, и преобладали в репертуаре классические ленты всемирно известных кинорежиссеров. Ныне видео окрепло. Сейчас это многоголовая гидра, чувствующая свою могучесть и неистребимость, свою безнаказанность.

Полные сборы любой ценой! – вот девиз „видеоменов“! О нравственности и щепетильности речи не идет – этих проблем для таких людей просто не существует. Рубль – вот идеал нравственности! Когда-то видеосалон в драмтеатре считался почти элитарным. Но в условиях жесточайшей конкуренции выжить, выпуская на экран то, что на афишах величается милым и почти безобидным словом „эротика“, ему не удалось бы. И здесь начинает обеспечивать аншлаг сексуальный фильм „Ключ“.

А в видеосалоне театра музкомедии запущена на экран секс-бомба Эммануэль, эротических похождений которой хватило бы на бесконечный сериал – и СПИД ее не берет! Возможно, этот фильм, как и „Ключ“, – и впрямь всего лишь „эротика“, но что тогда есть „порно“? Да и не вижу я разницы в том, что именно разрушает нашу нравственность – „эротика“ или „порно“» (Советская молодежь. 1989. 17 окт. (№ 124)).

А ведь история видеосалонов в Иркутске, до момента скатывания в обсуждения категорий пикантных фильмов, была очень даже высокодуховная и нравственная. В 1987 году в кинотеатре «Художественный» открылось первое подобное учреждение. «Такая форма обслуживания имеет ряд преимуществ перед обычными киносеансами, прежде всего за счет большей оперативности. К примеру, копии нашумевшего кинофильма Т. Абуладзе „Покаяние“ еще в областном центре нет, а его видеокассеты уже поступили» (Советская молодежь. 1987. 7 марта (№ 28)).

К тому же областной центр в видеоделе опередили Ангарск и Усолье-Сибирское. В этих городах видеокафе появились раньше. Но с довольно-таки специфическими условиями: например, в Ангарске нужно было заплатить аж 4 рубля (примеч.: в Иркутске цена будет 1 рубль), чтобы попасть на фильм. «Дорого, потому что „праздничный“ ужин шел в комплекте. Я намеренно выделяю слово, ибо бутерброды с икрой или языком у нас, как правило, подают по большим праздникам» (Советская молодежь. 1987. 24 марта. (№ 35)).

суровые иркутские афиши
суровые иркутские афиши

Как показывает практика, от бутербродов с икрой до порнофильмов – два года. И это несмотря на огромное количество проверок, облав и рейдов. «Конфискована видеоаппаратура, составлен акт о закрытии подпольного салона, неудачливые коммерсанты оштрафованы. На момент проверки видеосалона по улице Зверева, 52 отсутствовали какие-либо документы, регламентирующие работу и открытие салона. У зрителей нет билетов. Сам руководитель – В. Иванов и его помощники находятся в нетрезвом состоянии… В подсобном помещении спит гражданин, на столе – выпивка и закуска» (Советская молодежь. 1989. 22 июля (№ 88)).

иркутский видеосалон в молодежном центре ленинского района
иркутский видеосалон в молодежном центре ленинского района

«Во всех видеосалонах, которые мы проверили, цена на билеты оказалась единой: один рубль. Между тем, на основании приказа Госкино, цены на билеты в видеозалы устанавливаются в зависимости от продолжительности сеанса. Если сеанс длится от 81 до 100 минут, билет должен стоить 50 копеек. Рубль же можно взимать со зрителей, если сеанс длится более 120 минут. В видеосалоне „Прометей“ мы провели хронометраж длительности сеанса. Продолжительность его оказалась 85 минут, но цена билета составила один рубль. И с детей здесь сдирали тоже по рублю за вход!» (Советская молодежь. 1990. 24 февр. (№ 23)).

«Несколько слов в заключение о качестве демонстрируемых в „салонах“ поделок. Зрителям нередко предлагают пятую или десятую видеокопию, которая утратила цветовую гамму, да и сама „картинка“ – это нечто расплывчатое и неясное. В кинопрокате такую ленту на экран не выпустили бы, а видеодельцы за бледные тени на экране гребут по рублю» (Советская молодежь. 1989. 17 окт. (№ 124)).
Несмотря на низкое качество фильмов и убогую обстановку, ажиотаж вокруг видеосалонов не прекращался до начала 90-х годов. Многие ходили на одни и те же сеансы по несколько раз, игнорируя государственные кинотеатры.

Угасание этого бизнеса было таким же стремительным, как и расцвет. После распада СССР, в середине 90-х, видеомагнитофоны стали более доступны и салоны переквалифицировались в видеопрокат кассет.

Использованы материалы электронной библиотеки «Хроники Приангарья» http://i.irklib.ru/cgi/irbis64r_61/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&I21DBN=HRONP&P21DBN=HRONP&S21CNR=25:
1. Советская молодежь. 1989. 17 окт. (№ 124)
2. Советская молодежь. 1987. 7 марта (№ 28)
3. Советская молодежь. 1989. 22 июля (№ 88)
4. Советская молодежь. 1990. 24 февр. (№ 23)

P. S. Всех, кому интересна культура последнего десятилетия ХХ века, ждем на Библиовечеринке в «Молчановке» (27 октября 2018 г.) vk.com/bibliovecherinka.

Это интересно

URL: http://www.irk.ru/news/blogs/irk-1522826645.94/1253/

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход