На бытовом языке различные виды целевого поведения человека мы называем привычками. В поведенческой психологии, как и в физиологии привычка — это рефлекс. Рефлекс как реакция на стимулы внешней среды. Порядок естественного обучение условным рефлексам хорошо изучен и описан в физиологии и поведенческой психологии.
Человек социальный организм и для благополучного существования в обществе с самого рождение ребенок неосознанно проходит обучение различным видам условных и безусловных рефлексов. В психологии рефлекс означает какой-то вид целевого поведения. Поведенческий репертуар взрослого человека состоит из множества видов рефлексов или по-другому целевых видов поведения, каждое из которых направленно на выполнение какой-то задачи адаптации к поведенческой среде.
Например, «алкоголизм» — это целевое поведение, связанное с увлечением употребления алкогольных напитков. Целевое поведение это и есть привычка. Само существования привычки-рефлекса очень важно для психики человека. Привычка — это выученное автоматическое поведение. Благодаря большому количеству привычек мы живем в основном инстинктивно не перенапрягая мозг информацией.
Если человек хорошо социализирован и чувствует себя счастливым, то его поведение, состоящее из множеств рефлексов-привычек, считается оптимальным. Предметом нашего внимания становятся привычки, которые вызывают внутренний или внешний конфликт. Сложность ситуации заключается в том, что человек обучается привычкам достаточно долго и отказаться от них быстро без дискомфорта невозможно. Требуется время для адаптации к новым условиям и обучению другой привычке. В каждом человеке заложена великолепная способность к обучению новому поведению. Но это обучение требует усилие, поскольку новая привычка формируется путем положительного и отрицательного подкрепления ваших действий окружающими вас людьми. Это обучение методом «кнута и пряника» и это требует времени. Почему же привычки не могут оставаться стабильными? Дело в том, что поведенческая среда вокруг нас постоянно изменяется и мы должны адаптироваться к изменениям с помощью изменения привычек. Изменяется возраст. Изменяются семейные отношения. Изменяются должности на работе. Может возникнуть увлечение токсичным поведением. А это требует отказа от старых привычек и обучения новым. Как правило эти процессы идут автоматически, и мы их не замечаем. Исключением являются токсичные привычки, разрушающие здоровье и отношения с близкими людьми. В 21-м веке поведенческая психология фиксирует примерно 70 расстройств поведения которые можно назвать вредными привычками. Самые известные из них: алкоголизм, курение, переедание, ревность, интернет-зависимость, игромания, лудомания, нимфомания и т. д. Что же сделать если вы осознали, что у вас вредная привычка и вам надо от нее избавиться? Если вы это действительно осознали, то процесс естественного отказа от старой привычки уже запустился. И то, что вы с увлечением читаете эту статью, говорит о том, что процесс идет. Вас, конечно, ждет время испытаний и здесь главное – ваша сила воли. Если она сильная, то процесс отказа от старой привычки займет не много времени. Если волевой порог низок, то процесс пере учения может затянуться на года и десятилетия и здесь без помощи мастера можно быть всегда проигравшим. Я знал алкоголиков, которые с переменным успехом боролись с алкоголизмом десятилетиями, а в итоге умирали от алкогольной интоксикации. С точки зрения психологии при волевом выходе из ситуации существует много психологических техник отказа от вредных привычек, построенных на самовнушении. Например, аффирмации и прочее. Практически каждая психотерапевтическая модальность берется работать с зависимостями от привычек с помощью психотерапевтических бесед. В профессиональной среде приоритет отдается поведенческому многодневному психотренингу, когда на глубоком уровне безусловных рефлексов отрабатываются все эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие вредной привычки. В результате пациент становиться равнодушным к токсичному поведению, от которого когда-то не мог отказаться. В этом тренинге избавление от вредной привычки происходит в том же самом порядке, как и процесс ее образования. Методом положительного подкрепления, но ускоренно в искусственно созданной поведенческой среде. И если в обычной жизни приучение к вредной привычке может занимать годы, то поведенческий тренинг отучение от нее занимает не больше 40 дней. Новые поведенческие онлайн тренинги достаточно комфортны для клиентов и занимают 20 минут обучения в день дистанционно по зуму или ватсап. Центр научной психологии «Технологии Идеала» сайт: 7spsy.com
Вредные привычки. Как стать идеальной?
521 просмотр