Спасибо за ваши вопросы. Постараюсь последовательно на них ответить. Во многом согласен с Вами в оценке предыдущей команды городских архитекторов. Особенно в части точечной застройки исторического центра. Для этого горожане должны более активно влиять на политику городских властей, в части того же генплана города и т.п.
Центр города, конечно же, нужно сохранить в его историческом обаянии, приведя его в порядок. Потому что его современное состояние плачевно. Ведь последние двадцать лет никто не занимался системным текущим и капитальным ремонтом деревянных домов, хотя в советское время был два специализированных РЭУ, которые работали только с деревянными домами.
Не просто и в других городах решается вопрос по домам-памятникам, это системная проблема всей страны. Дерево разрушается быстрее, особенно в современной агрессивной городской среде, однако своеобразие Иркутска – как раз в его сохранившейся массовой деревянной исторической застройке.
Но превращать весь центр города в музей деревянного зодчества не нужно, да и невозможно. Проект реконструкции квартала «Иркутской слободы» - это системная попытка дать ответ и предложить системный механизм решения системной же проблемы деревянных зданий. Заключается он в том, чтобы в деревянном доме (в обыденном сознании – архаичном жилье) создать современную функцию – офис, магазин, кафе, мастерская, гостиница – с современным же уровнем комфорта.
А главное – не застывшая музейная функция, а живая современная эксплуатация в интересах собственника и пользователей – посетителей. Да еще не за счет средств бюджетов, а собственников – инвесторов. Тем более что дерево – самый экологичный строительный материал.
Что касается пожаров в деревянных домах. Скажу вам, что их не больше, чем в зданиях из камня, просто о них больше говорят в СМИ, да и последствия пожара в деревянном доме, конечно же, более существенны, а порой и трагичны. Причины разные – где-то это элементарная безалаберность, где-то неправильная эксплуатация электрооборудования, где-то ветхие электрические сети (ведь у всех в домах наверное сейчас даже электрические чайники с большой мощностью). Были и попытки поджогов неустановленными лицами, но об этом лучше спросить соответствующие органы милиции и госпожнадзора. В Иркутске существовала практика утрат некоторых зданий для того, чтобы очистить площадку под будущую эксплуатацию, ведь сносить здание, да еще и памятник никто не даст, а пожар – это ведь стихийное бедствие. Никто вроде бы не виноват. Сейчас законодательство об охране памятников ужесточено, и даже его утрата в пожаре – не основание для застройки этого участка.
Отвечая сразу на вопрос о новом деревянном строительстве, могу сказать, что сегодня существуют технологии защиты дерева не только от огня, но и от других «вредителей» - грибка, гниения и т.п. Так что деревянному Иркутску печально знаменитый пожар 1879 года не грозит.