Предоставление земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации осуществляется согласно ст.39.2 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления поселений, а в отношении земельных участков, расположенных на территории г.Иркутска и Иркутского района – Министерством имущественных отношений Иркутской области (Закон Иркутской области от 18.12.2014 №162-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области»), при представлении следующих документов:
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;
- протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Согласно п.2.7 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Основание для государственная регистрация права на земельный участок, предоставленный для дачного строительства или садоводства является в том числе, акт органа власти или органа местного самоуправления.
Для регистрации права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке, предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства необходимо представление декларации о таком объекте недвижимого имущества в двух экземплярах подлинниках и правоустанавливающих документов на земельный участок.
Форма декларации утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 03.11.2009 №447 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества».
Из п.п.24 п.1 ст.333.33 Налогового кодекса РФ следует, что за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества - уплачивается государственная пошлина в размере 350 рублей, за государственную регистрацию права долевой собственности уплачивается пошлина в размере 350 рублей поделенное на количество участников (от каждого).
При этом доводим до Вашего сведения, что с учетом п.1 ст.16 Федерального закона от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) правообладатель или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, может обратиться по месту нахождения объекта недвижимости в Государственное автономное учреждение «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - МФЦ), либо через Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Иркутской области (далее – Филиал) с заявлением о государственной регистрации права собственности.
Записаться на прием по предварительной записи для подачи документов в офисы МФЦ, а также оперативно получить информацию по графику и порядку приема можно на официальном сайте МФЦ: http://mfc38.ru, либо по телефону 8-800-1000-447.
Предварительно записаться для подачи документов в Филиал, а также оперативно получить информацию по графику и порядку приема можно на официальном сайте Росреестра: www.rosreestr.ru, либо по телефону 8-800-1003-434.
Дополнительно сообщаем, что государственная регистрация может быть также осуществлена на основании документов, поступивших в регистрирующий орган по месту нахождения имущества почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
При этом документы, направляемые в регистрирующий орган почтовым отправлением, должны соответствовать требованиям, предусмотренным в п. 2 ст. 16 Закона о регистрации, в частности:
- подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
- подтверждение полномочий заявителя доверенностью, составленной в простой письменной форме, не допускается, если заявителем является уполномоченное на то правообладателем лицо;
- к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица - представителя юридического лица.
Кроме того, государственная регистрация права собственности на земельный участок может быть осуществлена на основании электронных документов, представленных через Портал государственных услуг Росреестра.
При этом заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной подписью (далее – УКЭП) заявителя, а иные необходимые документы – УКЭП лиц, которые такие документы подписывают на бумажном носителе.
Электронные документы, необходимые для государственной регистрации, возможно представить через сайт Росреестра: https://rosreestr.ru. Вкладка: Физическим лицам либо Юридическим лицам ? Электронные сервисы ? Подать заявление на государственную регистрацию прав.
По указанной ссылке также размещена Инструкция по настройке необходимых программных средств для подписания заявлений и прилагаемых документов.