22 сентября в городе завершилась реконструкция вокзала, которая длилась с лета прошлого года. За это время здание полностью отремонтировали внутри, обновили фасад, благоустроили и озеленили прилегающую территорию.
Что нового появилось в отреставрированном здании? Как шел ремонт? А также об организации пассажирских перевозок расскажет наш эксперт.
Андрей Викторович Асадчий, генеральный директор ОАО «Автоколонна 1880»
Про расписание движения автобусов
От Иркутского автовокзала сегодня в день отходит примерно 150 автобусов. Все расписание физически невозможно разместить на большом стенде в кассовом зале – не хватит места. Но в зале есть расписание на бумажном носителе: с информацией по всем остановочным пунктам, о стоимости проезда, времени движения, а также контактная информация администрации автовокзала.
Дополнительно в зале ожидания установлен монитор, на котором отражается информация о ближайших отправлениях автобусов, количестве свободных мест и стоимости проезда.
Кроме того, каждый пассажир может обратиться к кассирам, которые так же предоставят всю информацию о расписании, марке автобуса, посадочных местах и остановочных пунктах.
О качестве обслуживания и работе справочной службы
Многие читатели сайта отметили проблемы с качеством обслуживания при продаже билетов. Считаю необходимым сообщить, что штат работников автовокзала мы не обновляли, потому что стояла задача максимально сохранить коллектив. Люди много проработали в этой сфере, все они – профессионалы. Но если в новом формате вокзала, с новым зданием и условиями работы, они по-старому будут относиться к пассажирам, мы вынуждены будем с ними расстаться.
Грубо разговаривать с пассажирами – для нашего предприятия это недопустимо. Пассажир всегда прав – такова политика компании. Для выявления неприятных инцидентов, при которых сотрудники повели себя грубо, не предоставили достоверную информацию, в зале ожидания с 1 ноября появится ящик для обращений пассажиров: чтобы у нас были основания для штрафов и увольнений недобросовестных сотрудников. Будем набирать другие кадры, обучать их внимательно и вежливо относиться к каждому пассажиру.
Что касается телефона справочной: прежде все справочные номера были заведены в диспетчерскую, в которой диспетчер делал отметки в путевых листах, а это ни много ни мало около 400 путевых листов в день, так же объявлял отправление рейсов и отвечал за транспортную безопасность на вокзале. Физически невозможно эту работу вести одновременно.
Сейчас мы проводим работу по организации поста справочной информации. Куда можно будет не только позвонить по уже многоканальному телефону, но и прийти, и получить всю нужную информацию. Такой пункт будет открыт с 1 ноября. В настоящее время мы проводим исследование потока справочной информации для определения количества человек на этом посту и режима его работы.
Был период, в который невозможно было вообще дозвониться в справочную, потому, что здание автовокзала было полностью отключено в связи с проводимыми работами по переводу с аналогового на цифровой способ соединения. И телефон справочной не работал совсем. Теперь на автовокзале шесть цифровых многоканальных линий.
Ещё одно новшество для обеспечения информацией пассажиров будет введено с 1 декабря этого года. Начнет работу сайт автовокзала. На сайте так же будет размещена информация о рейсах, наполняемости, стоимости и марке и модели автобуса, времени в пути, остановочных пунктах и прочее. Это так же снимет нагрузку с касс, справочного пункта и повысит уровень обслуживания пассажиров.
Про отмену рейсов и подготовку автобусов
Что касается жалоб на отмену рейсов, то тут нужно понимать: есть рейсы, выполняемые Автоколонной 1880, и рейсы других перевозчиков, на чьи автобусы автовокзал также продаёт билеты. Мы рейсы никогда не отменяем – это тоже один из принципов работы нашего предприятия.
Отмена любого рейса – незаконна. Перевозчик обязан ехать даже «пустой», поскольку на остановочных пунктах его могут ждать другие пассажиры. Перевозчик имеет паспорт маршрута, расписание, которое он сам составил и согласовал с профильными государственными органами, и должен исполнять. Но зачастую перевозчики, видя, что на их рейс куплено 2—3 билета, отказываются ехать и самостоятельно отменяют рейс. Подобных уведомлений мы не получаем, поэтому, если пассажира посадили, вывезли с территории автовокзала и высадили, сказав, что рейс отменён, то это – нарушение закона, которое мы не зафиксировали.
Пассажир имеет право подать в суд на перевозчика, обратиться в контролирующие органы, контакты которых тоже есть на автовокзале, и перевозчик заплатит штраф или компенсирует пассажиру его убытки. Конкретные случаи подобной отмены рейсов мы без помощи пассажиров не можем отследить. Хотя постоянно предоставляем в контролирующие органы информацию о тех перевозчиках, которые не соблюдают паспорт маршрута. Из 400 автобусов, которые должны отправляться с иркутского автовокзала, согласно паспортам маршрутов, выданных министерством жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, с автовокзала отправляются только 150. Остальные, можно сказать, ездят «от столба».
Каждый автобус, который выходит на линию, должен пройти технический осмотр, водитель – медицинское освидетельствование, соответствующие отметки ставятся в путевой лист, и только после этого автобус выходит на линию. Автоколонна 1880 контролирует только автобусы перевозчиков, с которыми на данные услуги у нас заключен договор. Остальные проходят технический осмотр и медосвидетельствование самостоятельно, и зачастую, пренебрегают этим.
О маршруте на Ольхон
Маршрут «Иркутск – Хужир – Иркутск» самый туристически-выгодный и привлекательный. Единственный паспорт маршрута выдан именно «Автоколонне 1880». У нас с одним из перевозчиков заключен договор на выполнение данного маршрута. Остальные перевозчики на этом направлении нарушают закон, поскольку не имеют паспорта маршрута и договора с нами.
Относительно рейса, про который, вы написали, мы проводили специальное расследование. Автобус принадлежал перевозчику, с которым у «Автоколонны 1880» заключен агентский договор.
В тот день с о. Ольхон должно было отправиться два автобуса. Один доехал, но с большими проблемами, а второй так и не смог выехать. В бензобаке специальная экспертиза обнаружила вещество, которое повысило октановое число топлива, что, в конечном итоге, вывело из строя двигатель автобуса, его пришлось полностью заменить. Допускаю, что это происки конкурентов, которые договор с Автоколонной 1880 заключать как раз не хотят.
Единственный случай поломки собственного автобуса Автоколонны 1880 случился во время исполнения рейса «Иркутск – Усть-Илимск». В районе Братска автобус сломался, и все пассажиры были пересажены в другой автобус, и доставлены до места назначения с небольшим опозданием. Ни одной жалобы в наш адрес тогда не поступило.
К сожалению, от недобросовестных перевозчиков, которые не следят за техническим состоянием своих автобусов, негативное впечатление проецируется на Автоколонну 1880.
У нас есть договоры фрахтования с несколькими туристическими компаниями, и мы эти рейсы выполняем так же без срывов, но только при условии, что на межмуниципальных перевозках все маршруты «закрыты», то есть, наполнен парк автобусов, выполняющих рейсы по области.
От вокзала до вокзала
В администрации города Иркутск мы неоднократно обсуждали вопрос о доступности не только автовокзала для жителей отдалённых спальных районов Иркутска, но и аэропорта, и железнодорожного вокзала. Этот вопрос важен и для гостей города, которым нужно, например, с самолета добраться на автовокзал и уехать на побережье Байкала.
В настоящее время подведены итоги тендера на создание транспортной сетки, где учитывается сообщение между разными вокзалами и спальными районами. Предполагаю, что информацию о первых итогах этой работы городская администрация доведет до иркутян уже в этом году.
О долгах Автоколонны 1880
Не многие из перевозчиков, особенно нелегальных, хотят, чтобы Автоколонна1880 стабильно развивалась. Отсюда большинство очень эмоциональных высказываний по поводу коммерческой деятельности нашего предприятия. Конкретно по задолженности можно сказать одно: если долги, о которых вы пишите, реально существуют, значит, вы можете их доказать.
Следовательно, есть цивилизованный путь эти долги с Автоколонны 1880 взыскать – это суд. Сейчас мы проводим сверку со всеми перевозчиками за последние три года. И выявляемые долги сразу гасим.
О транспортной безопасности
Всем известно, что после трагедии в аэропорту Домодедово Правительством России были внесены изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности»: требования к обеспечению безопасности пассажиров ужесточены. Автоколонна 1880 привела автовокзал в состояние, соответствующее требованиям этого закона, и обеспечивает безопасность пассажиров в соответствии с ним.
Вблизи автовокзала должна быть резервная площадка, отвечающая определенным требованиям, на случай ЧП, будь то захват заложников, или автобуса с пассажирами, или минирования здания автовокзала террористами. Такая площадка как раз есть напротив супермаркета «Багира». Недавно на автовокзале прошли учения: совместно с силовыми структурами был разыгран план захвата террористами автобуса с пассажирами. Во время учений отправление автобусов и продажа билетов были организованы как раз с этой площадки. Если бы, не приведи бог, такое произошло в действительности, а площадки нет, то каким образом отправилось бы 100 автобусов? По требованиям закона нельзя автобусы межмуниципального сообщения отправлять с центральных улиц города. Это одна из задач, которую мы решили, арендовав эту территорию на 5 лет.
Второй задачей стало решение проблем на территории автовокзала. Раньше здесь находилось больше ста, в том числе и нелегальных, перевозчиков. Мы существенно расширили прилегающую территорию. Готовим территорию для отстоя автобусов. Чтобы не только пассажирам на автовокзале было удобно, но и водителям. Появится возможность поставить автобус, отдохнуть, дождаться своего расписания и потом заехать на территорию автовокзала, посадить пассажиров и выехать в рейс.
Про шлагбаумы и навесы
Навесы над скамейками посадочных платформ учтены в плане обустройства прилегающей территории. В связи с техническими требованиями, они могут быть установлены только после зимы. И это будет выполнено.
Согласно закону, каждое транспортное средство, заезжающее в «стерильную зону» посадки и высадки пассажиров, должно заезжать по договору. По предписанию антитеррористической комиссии должна быть установлена программа, которая в автоматическом режиме пропускает транспортные средства с фиксацией государственных регистрационных номеров.
Стоимость въезда на территорию автовокзала по договору для всех транспортных средств составляет 1000 рублей в месяц. Это транспортное средство может заезжать на территорию, согласно своему маршруту, хоть десять, хоть 110 раз. Система фиксирует время заезда для упорядочения движения на автовокзале и соблюдения расписания. Так же система позволяет доказать выполнение или невыполнение паспорта маршрута тем или иным перевозчиком. Вся информация хранится и выдаётся следственным органам по запросу, что также позволяет предотвратить возникновение ЧС на автовокзале.
Со службами такси, которые возят пассажиров на автовокзал, мы заключаем договоры. Компьютерная система впускает и выпускает такси на территорию автовокзала. Могу добавить, что в Иркутске есть схожие транспортные объекты, например аэропорт, железнодорожный вокзал. Возможно ли подъехать на такси к самолёту? К поезду? Необходимы специальные разрешения и выполнение определённых требований.
Автовокзал – такой же объект повышенной опасности, как аэропорт и железнодорожный вокзал, поэтому особых условий для такси на автовокзале нет, все по Закону «О транспортной безопасности».
Стоимость билетов и посадочные места
По закону, каждое транспортное средство отправляется с автовокзала. Пассажир имеет право знать, в каких условиях он будет находиться в пути. Должно быть описание автомобиля – марка, модель, вид мест – «твердый», «мягкий», и, в том числе, расположение мест и их количество, организация-перевозчик. Раньше могло такое произойти: заявлен один автобус, а подъезжает другой. С 15 августа мы перешли на новый программный продукт, в котором учтены все эти нюансы, и пассажир перед тем, как купить билет, видит, какие места уже заняты, а какие свободны. При возникновении спорной ситуации пассажир должен обратиться к диспетчеру автовокзала.
Но важно помнить, что доказательством расположения места, того, что пассажир застрахован и других его прав является билет. Без билета пассажир не сможет ничего доказать.
Стоимость билета строго регламентирована постановлением службы по тарифам Иркутской области: она составляет 1,17 рублей за километр. Если расстояние 1000 км, то билет не может стоить дороже, чем 1170 рублей. Например, до Аршана стоимость у нелегальных перевозчиков более 400 рублей – грубое нарушение закона.
В новой программе для продажи билетов в кассах автовокзала учтены все эти моменты. Стоимость одного километра заложена изначально. Страховой взнос с пассажира составляет 1 рубль 50 коп. Внесены расстояния и остановочные пункты. Если вы едете не до конца маршрута, а выходите раньше и в билете это указано, то никто не имеет права брать с вас стоимость проезда как до конечного пункта. Отдельно оплачивается багаж, и в билете это указывается. Если сумка из багажного отделения пропала и в билете есть отметка о багаже, то можно предъявлять претензию перевозчику, если нет, то пассажир не сможет ничего доказать. Это как чек в магазине – только он является подтверждением сделки.
Так же невозможно вернуть полную стоимость билета за 5 минут до отправления или после отправления – время отправления программа так же учитывает, и для возврата билета необходимо ввести паспортные данные пассажира, поскольку этого тоже требует программа.
Открытие новых маршрутов, заключение договоров, льготы
Вы спрашиваете, как уехать по маршруту «Иркутск – Усть-Кут» и «Иркутск – Усолье-Сибирское». Паспорта на эти маршруты у нашей компании есть, но подвижного состава пока не хватает, поэтому на эти маршруты мы ждём перевозчиков, для заключения договоров и начала движения.
Могу сообщить, что с 18 октября с автовокзала отправляется новый маршрут «Иркутск – Урик», автобус выполняет семь рейсов в день.
Если какой-то перевозчик желает заключить с нами договор, он должен предоставить определенный законом перечень документов. Среди них лицензионная карточка, паспорт маршрута, договоры обязательного страхования пассажиров и ОСАГО, договор на перевозку льготной категории граждан.
При соблюдении этих условий с перевозчиком заключается агентский договор на продажу билетов в течение одного дня. Потом данные вносятся в программу, и с этой минуты выполняется продажа билетов на новый маршрут, в том числе и предварительная продажа на 30 дней вперед.
Что касается различных категорий льготников. Мы не считаем, что эти граждане "могут ездить в старых разваливающихся «икарусах» и «только по средам». Льготный пассажир – такой же пассажир, как и все. За него государство платит полную стоимость, только не наличными деньгами, а через банковский перевод. Равные условия для всех пассажиров – еще одно золотое правило нашего предприятия и наличие договора на перевозку льготной категории граждан мы приветствуем.
О себе, должности, зарплате и планах
Родился в городе Псков 33 года назад. Женат, двое детей – сын и дочь. Родной брат Алексей. Воспитаны так, что всегда вместе. У нас разница при рождении всего 30 минут, – двойняшки.
Трудовой путь начал с 14 лет. В 22 года получил первый опыт руководителя, начался карьерный и профессиональный рост. Долгое время проработал на «Автовазе».
Впервые приехал на Байкал в качестве туриста. Во многих уголках России побывал, но в Сибири не был, поэтому был впечатлен. Узнал, что есть вакантное место руководителя автотранспортного предприятия. Транспорт для меня всегда был интересен и близок. Состоялась встреча с министром жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Петром Ворониным, который предложил создать концепцию преобразования и выхода предприятия из кризиса.
Министры регионального Правительства Михаил Карасев и Петр Воронин ознакомились с концепцией, передали её в совет директоров предприятия. Согласование моей кандидатуры заняло более двух недель. Свою работу я понимаю, как большое и важное дело, в первую очередь направленное на улучшение жизни людей.
Проблемой транспорта в регионе озабочены Губернатор – Председатель Правительства области Д.Ф. Мезенцев, министры, Законодательное собрание. Я, как руководитель областного предприятия, принимаю участие в рабочих группах, совещаниях по развитию транспортной инфраструктуры области. Автоколонна 1880 – областная собственность: собственники переживают за судьбу предприятия, за его текущую деятельностью, поэтому приходится много отчитываться, принимать участие в заседаниях Правительства и постоянно находиться на связи с курирующими министерствами.
Для руководителей хозяйствующих субъектов, 100 % акций которых находится в собственности Правительства Иркутской области, существует специальная методика расчета заработной платы, утверждённая Правительством региона. Ее размер, в первую очередь, зависит от показателей деятельности предприятия, от его прибыли и многих других факторов.
На восстановление Иркутского автовокзала ушло полтора года. Теперь сформировано четкое понимание, как и на каком уровне должны предоставляться транспортные услуги. Ближайшие задачи на будущее – развитие сети остановочных пунктов в регионе. Остановочные пункты с кафе и залом ожидания в суровых сибирских условиях – это необходимость.
Еще одна задача – обновление подвижного состава, чтобы повысить надежность и регулярность движения во всех направлениях в Иркутской области. Не только силами «Автоколонны 1880», но и силами компаний-партнеров. Монополия на пассажирские перевозки – это не цель Автоколонны 1880.