На Ольхоне прошел международный шаманский тайлган – обряд поклонения 13 северным Хатам, или как их еще принято называть, Нойонам. На острове в сердце Байкала неподалеку от священной скалы Шаманки собрались около 50 шаманов из регионов России, Казахстана, Германии, Монголии и других стран. Участие в обряде принимали шаманы-мужчины – боо, и женщины – удаган. Они возносили молитвы о здоровье, благополучии и процветании всех народов. Также шаманы помолились о благополучии участников специальной военной операции.
13 северных Нойнов занимают особое место в тэнгэрианстве – бурят-монгольском шаманизме, рассказала журналисту IRK.ru шаманка, сотрудник местной религиозной организации шаманов «Байкал» Елена Боронова. Шаманы считают их хранителями природных объектов – озера Байкал, рек Ангары, Лены, Селенги, Иркута, Баргузина, всех морей и океанов, Тункинской долины.
Елена Боронова:
— Каждый из 13 северных Хат имеет определенный талант: правосудие, ораторское мастерство, воинская доблесть, духовная мощь, сакральные знания, мудрость, острота ума. Каждое божество обладает могуществом помочь людям в решении их вопросов. Это наши прародители, мы верим, что они оберегают от зла и помогают в трудное время. Тайлган проходит на Ольхоне каждый год в начале августа: считается, что в это время божества собираются на острове у его хозяина – Хотон Нойон Баабая.
Тайлган длился почти целый день, а подготовка к нему началась заранее. Шаманы высадили березовую рощу – вкопали в землю в месте подношений молодые березки, украсив ветви бело-голубыми и красно-желтыми лентами, символизирующими мужское и женское начало соответственно. Также подготовили жертвенного барана.
Елена Боронова:
— Березовая роща имеет очень важное значение, она символизирует микрокосмос и соединяет своими корнями три мира: верхний, где живут божества, наш срединный мир, и нижний; соединяет прошлое, настоящее и будущее. Весь обряд, каждый момент подготовки наполнен определенным значением, ритуальной силой. Залог благополучного камлания, то есть молитвы, — это соблюдение древних традиций.
Каждый шаман, надев ритуальное облачение, ударами в бубен и молитвой на бурятском языке призывал 13 северных Хатов, поэтапно даруя подношения. Боо и удаган входили в транс, устанавливая связь с духами предков – онгонами. Все присутствующие могли попросить помолиться о благополучии своего рода и получить благословение. В знак уважения и благодарности люди подносили божествам синие хадаки – ритуальные шарфы.
Елена Боронова:
— На тайлган может прийти любой человек, не обязательно быть шаманистом. Можно получить благословение, пройти обряд очищения от дурного глаза, плохих эмоций. Есть люди, которые приезжают из года в год, каждый уносит что-то свое: улучшается настроение, самочувствие. Молясь, мы очищаем свою душу, усиливаем связь с силами природы, со своими предками. Мы просим о благополучии людей, чтобы боги помогали им и берегли.
В завершении тайлгана в небе появился орел – это считается символом одобрения небес и услышанных молитв.
Фото Регины Ступурайте специально для IRK.ru
На Ольхоне прошел международный шаманский тайлган – обряд поклонения 13 северным Хатам, или как их еще принято называть, Нойонам. На острове в сердце Байкала неподалеку от священной скалы Шаманки собрались около 50 шаманов из регионов России, Казахстана, Германии, Монголии и других стран. Участие в обряде принимали шаманы-мужчины – боо, и женщины – удаган. Они возносили молитвы о здоровье, благополучии и процветании всех народов. Также шаманы помолились о благополучии участников специальной военной операции.
13 северных Нойнов занимают особое место в тэнгэрианстве – бурят-монгольском шаманизме, рассказала журналисту IRK.ru шаманка, сотрудник местной религиозной организации шаманов «Байкал» Елена Боронова. Шаманы считают их хранителями природных объектов – озера Байкал, рек Ангары, Лены, Селенги, Иркута, Баргузина, всех морей и океанов, Тункинской долины.
Елена Боронова:
— Каждый из 13 северных Хат имеет определенный талант: правосудие, ораторское мастерство, воинская доблесть, духовная мощь, сакральные знания, мудрость, острота ума. Каждое божество обладает могуществом помочь людям в решении их вопросов. Это наши прародители, мы верим, что они оберегают от зла и помогают в трудное время. Тайлган проходит на Ольхоне каждый год в начале августа: считается, что в это время божества собираются на острове у его хозяина – Хотон Нойон Баабая.
Тайлган длился почти целый день, а подготовка к нему началась заранее. Шаманы высадили березовую рощу – вкопали в землю в месте подношений молодые березки, украсив ветви бело-голубыми и красно-желтыми лентами, символизирующими мужское и женское начало соответственно. Также подготовили жертвенного барана.
Елена Боронова:
— Березовая роща имеет очень важное значение, она символизирует микрокосмос и соединяет своими корнями три мира: верхний, где живут божества, наш срединный мир, и нижний; соединяет прошлое, настоящее и будущее. Весь обряд, каждый момент подготовки наполнен определенным значением, ритуальной силой. Залог благополучного камлания, то есть молитвы, — это соблюдение древних традиций.
Каждый шаман, надев ритуальное облачение, ударами в бубен и молитвой на бурятском языке призывал 13 северных Хатов, поэтапно даруя подношения. Боо и удаган входили в транс, устанавливая связь с духами предков – онгонами. Все присутствующие могли попросить помолиться о благополучии своего рода и получить благословение. В знак уважения и благодарности люди подносили божествам синие хадаки – ритуальные шарфы.
Елена Боронова:
— На тайлган может прийти любой человек, не обязательно быть шаманистом. Можно получить благословение, пройти обряд очищения от дурного глаза, плохих эмоций. Есть люди, которые приезжают из года в год, каждый уносит что-то свое: улучшается настроение, самочувствие. Молясь, мы очищаем свою душу, усиливаем связь с силами природы, со своими предками. Мы просим о благополучии людей, чтобы боги помогали им и берегли.
В завершении тайлгана в небе появился орел – это считается символом одобрения небес и услышанных молитв.
Фото Регины Ступурайте специально для IRK.ru