Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Голоса города»

Соцработник: «Я не знаю, как можно ложиться спать, понимая, что оставила ребенка в роддоме»

Что делать, если дети подвергаются насилию? Куда обращаться женщине, если она осталась с ребятишками на улице? Эти и другие проблемы обсудили 21 ноября в эфире радиостанции «Радио». Гостями Анны Сурковой в проекте «Голоса города» стали начальник межрайонного управления № 1 министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Оксана Билык и начальник отдела семейного жизнеустройства несовершеннолетних граждан по городу Иркутску Анна Самсоненко.

Что делать, если ребенок подвергается насилию

Оксана Билык: Конечно, отобрание ребенка у родителей — это огромная травма для него. Но если вы видите или слышите, что к детям относятся жестоко или родители находятся в постоянном алкогольном опьянении, не бойтесь обратиться в органы опеки и попечительства либо в отделение полиции. Это не значит, что ребенка приедут и заберут. Сегодня наша работа в первую очередь направлена на сохранение семьи.

Если поступил звонок от неравнодушных граждан о насилии в семье, мы направляем информацию в отделение службы экстренного реагирования и правоохранительные органы. На территории каждого округа города имеются такие службы. Специалисты органов опеки и попечительства совместно со специалистами службы экстренного реагирования и сотрудниками полиции выезжают по адресу.

Оксана Билык
Оксана Билык

Анна Самсоненко: Когда к нам поступают обращения от граждан, что дети находятся в трудной жизненной ситуации либо с ними жестоко обращаются, мы обязательно проводим проверку. К счастью, большинство фактов насилия не подтверждаются. Если мы устанавливаем, что родители часто конфликтуют, направляем их к психологам. И ребятишки продолжают жить в семье.

Недавно с детьми в одном из госучреждений беседовали о правах ребенка. И я спросила, а должны ли они сообщить взрослым, если заметили на теле одноклассника синяки. Их мнения были неоднозначные. Сначала сказали нет, если он не жалуется. Да и синяки можно получить, например, играя в футбол. Я пояснила: не все жертвы семейного насилия понимают, что с ними происходит — это могут установить только специалисты. Тогда ребятишки согласились: если они стали свидетелями, то лучше сообщить взрослым. Есть разные способы защитить ребенка и не доводить до трагедии.

Как-то раз к нам поступило сообщение, что у соседей очень громко плачут дети. Звонившие рассказали, что там живут трое детей, все они достаточно взрослые и плакать постоянно не должны. Вместе с сотрудниками полиции мы приехали и обнаружили страшную картину: отчим издевался над детьми и избивал их, пока мать смотрела телевизор в другой комнате. Мы приняли решение забрать детей, а суд потом поддержал нас в этом. Впоследствии ребят устроили в приемную семью, где нет насилия, а только любовь и понимание.

Анна Самсоненко
Анна Самсоненко

К сожалению, не все родители способны оградить детей от жестокого обращения. Бывают случаи, когда другие члены семьи издеваются над ними. И помочь ребятишкам могут только неравнодушные граждане. Не важно, куда обратиться — в опеку или полицию, главное, чтобы семью заметили.

Мы можем не только забирать детей, но и помогать.

Однажды поступило сообщение о том, что сотрудники полиции поместили пять ребятишек в госучреждение. Мы стали разбираться в причинах изъятия детей. Выяснилось, женщина оказалась без еды и денег, когда ушел сожитель. В доме не было даже дров. Тогда детей временно поместили на полное государственное обеспечение. Мама оказалась социально благополучной. Мы ей помогли приобрести дрова, продукты, поставили ее на соцобеспечение, чтобы она получала пособие на ребятишек. Эта женщина была очень благодарна, она не ожидала, что ей помогут и вернут детей.

Куда обращаться женщинам

Оксана Билык: В Иркутске создана система помощи женщинам, когда детей временно помещают на полное государственное обеспечение в организацию для детей-сирот, а мамам помогают в кризисном центре. В городе работают «Мария» и «Оберег». Недавно открылся еще один центр в Пивоварихе при церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Недавно я ездила в центр, где уже проживало четыре женщины. Их дети ходят в садик, прикреплены к поликлинике. Главное — не отчаиваться. За время проживания в кризисном центре женщины устраиваются на работу, находят себе съемное жилье и преодолевают трудную жизненную ситуацию.

Анна Самсоненко: Особенность русского менталитета — лучше не попадать в поле зрения государственных органов. Но мы созданы, чтобы помогать. Наша цель — сохранить семью. Если все-таки ребенка поместили на полное гособеспечение, но у женщины есть желание и внутренний ресурс вернуть его, мы сделаем все возможное для этого.

Есть примеры, когда мамы были лишены родительских прав много лет назад. Детям уже по 16-17 лет. Сначала мы помогаем наладить отношения с детьми, потом собрать документы в суд, чтобы восстановиться в правах. Семья — это самое святое, что есть у человека.

Бывает, что и отцы оказываются в сложной ситуации, когда в результате случайной беременности женщина уходит из семьи и мужчине приходится воспитывать ребенка в одиночку. Иногда мужчины остаются на руках с новорожденным. И они также идут к нам, если нужна помощь или консультация. Мы подскажем, куда обратиться.

Анна Самсоненко: К нам обращаются, когда в семье возникают конфликты с детьми-подростками, а родители не знают, как им быть. Бывают ситуации, когда в семье не очень хорошо складываются отношения и ребенок выходит из-под контроля единственного родителя. И взрослые люди из разных организаций начинают советовать написать отказ от ребенка, мол, в приют поместят, быстро перевоспитают. Причем речь не только о неблагополучных семьях, а вполне нормальных с хорошим доходом. И мы таким родителям объясняем, что нельзя решать проблемы подобным образом.

Как помочь ребенку при разводе родителей

Оксана Билык: При разводе родители должны оставить споры и договориться о воспитании ребенка, а не делить его. У меня в практике был случай, когда ребенок остался жить с мамой. Но споры между родителями по определению места жительства и порядку общения не прекращались несколько лет и привели к тому, что ребенок впоследствии стал манипулировать родителями.

Конечно, при определении места жительства ребенка важно учитывать и его мнение. Но умение договориться — самое главное. Суд вынесет решение, с кем будет проживать ребенок, но когда он достигнет совершеннолетия, сможет свободно общаться с обоими родителями. И нельзя разрывать связь между ребенком и родителем.

Почему оставляют детей

Анна Самсоненко: В 2008 году, когда было создано наше управление, на территории Иркутска работало 15 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сейчас осталось 10. Но не из-за того, что их укрупнили или упразднили, а потому что детей в них стало меньше. На 1 января 2013 года в таких организациях проживало 1510 несовершеннолетних, на 20 ноября 2018-го — 439 ребятишек. Мы надеемся, каждый из них найдет свою маму, независимо от состояния своего здоровья и возраста.

Сложностей в оформлении усыновления нет: нужно пройти школу родителей, собрать документы, принести характеристики, подтвердить, что нет заболеваний, препятствующих усыновлению, и судимостей. После этого опека даст заключение: возможно усыновление или только опекунство. Усыновление является приоритетной формой, но, к сожалению, данная форма не так популярна.

Усыновление — судебный процесс, на заседании которого устанавливается, что такие-то люди могут быть признаны усыновителями. И в актовую запись о рождении они уже вносятся как родители. Ребенку присваивается новая фамилия. В этом случае уже действует тайна усыновления.

Анна Суркова
Анна Суркова

75 % от количества выявленных детей — социальные сироты. Так мы называем детей, оставшихся без попечения при живых родителях. Их мамы (или оба родителя) либо лишены родительских прав, либо в добровольном порядке написали согласие на усыновление ребенка. Остальные — дети-сироты, когда умер один либо оба родителя. Сироты, как правило, быстрее устраиваются в семьи. Если семья была благополучной, их усыновляют друзья родителей или родственники. У нас неравнодушное общество: если трагедия в семье произошла, находятся люди из окружения, которые принимают ребенка.

Детей в роддоме оставляют по разным причинам. Есть асоциальные мамы, которые пишут отказ от ребенка: «не могу воспитывать, все равно заберете, потому что пью». Есть определенная категория биологических мам, которые не были готовы к рождению детей с заболеваниями. Они на эмоциях пишут, что забирать ребенка не будут, и дают согласие на усыновление. Мы проводим работу с такими мамами: разъясняем им, какую помощь они получат, если оставят малыша в семье.

Иногда новорожденного бросают в отместку, когда сожитель ушел. А мужчина даже и не знает, что стал отцом. Но были случаи, когда находился папа и забирал ребенка из роддома. Я лично не знаю, как можно ложиться спать, понимая, что оставила ребенка в роддоме.

Служба экстренного реагирования: (3952) 32-05-18
Горячая линия управления: (3952) 70-34-50

Автор фото — Маргарита Романова

Над эфиром и текстом работали:
Анна Суркова
Евгений Завалишин
Анастасия Маркова

Текст не является расшифровкой эфира. Материал переработан автором.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля