Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Хорошо там, где мы есть»

Иркутянин о переезде в Израиль, Шаббате, гей-парадах и любви к хумусу

Израиль – одна из тех стран, куда легко переехать и получить гражданство. Но только тем, у кого есть еврейские корни. Государство всячески помогает им познакомиться со страной, адаптироваться и остаться там насовсем. Иркутянин Дмитрий Грубер переехал в Израиль по программе репатриации несколько лет назад. Специально для читателей IRK.ru он рассказал о поисках квартиры, налогах, гей-параде, о том, как полюбить хумус и фалафель.

Настроение? В последнее время у меня оно плохим не бывает! Переехал в Израиль два года назад. Выбрал эту страну, потому что у меня уже здесь жил и служил в армии брат. К тому же лет девять-десять назад ездил сюда на экскурсию, которая называется «Таглит». На неё могут попасть те, кто хочет переехать в Израиль, и тем, у кого есть еврейские корни. Плюс сюда можно переехать без больших финансовых затрат. В отдельных случаях государство оплачивает репатриантам даже перелет в страну.

Выбрал учебную программу МАСА, которая включает среднеспециальное образование, место в общежитии, стипендию в 1200 шекелей ежемесячно и курсы иврита. Учиться нужно 10 месяцев, из которых пять осваиваешь язык, ходишь на экскурсии со своими однокурсниками и куратором.

С момента принятия решения до того момента, как я прилетел в Израиль, прошло около двух месяцев. Переезд был несложным, скорее, желанным. С собой взял всего один чемодан – там был фотоаппарат, компьютер и пара комплектов вещей. Всё остальное купил на месте.

Проблема всех приезжих

Первые две недели жил у брата. Учился и жил в общежитии в городе Беэр-Шева, затем переехал в Тель-Авив, снял квартиру. Аренда жилья в Израиле – это проблема для всех приезжих, здесь к ищущим относятся с сочувствием. Найти нормальную квартиру по приемлемой цене в краткие сроки очень сложно.

У владельцев квартир разные условия. Самый плохой вариант – это когда хозяин просит предоставить двух гарантов, чек «битахон», который ты выписываешь на случай какого-то происшествия в квартире, и расписать 12 чеков на весь год, чтобы он мог их обналичивать каждый месяц.

У меня есть много друзей, которые испытывали трудности при поиске квартиры. Кого-то не пускали с кошкой, с друзьями, парой. Мне повезло: попался адекватный домовладелец, которому не нужно было ничего, кроме чеков на год. Мы просто пообщались около получаса и поняли, что всех всё устраивает.

Для поиска жилья в Израиле есть много групп в «Фейсбуке». Самый популярный местный сайт – yad2.co.il. Первое время сложно было в нём ковыряться, потому что он только на иврите, а сейчас уже могу искать на нём всё, что нужно. Это как «Авито», только хуже.

С первой квартирой, как я уже говорил, повезло: мы с друзьями сняли просторное жилье в отличном районе Тель-Авива – Рамат-Авив. Там хорошие соседи, есть парк, речка, до моря 10 минут пешком. В квартире большая гостиная (тут говорят салон), два туалета, душ. Стоимость такого жилья около восьми миллионов шекелей. Мы арендовали его за 4000 шекелей в месяц. Курс на тот момент был чуть меньше 20 рублей.

А за двухкомнатную квартиру с доступом на крышу, в которой мы живём сейчас, заплатили 5000 шекелей гарантии и выписали 12 чеков на год. Она расположена в районе Флорентин, недалеко от центра.

«Плюс десять градусов – это холодно»

За воду, газ и свет платим отдельно. Счета приходят раз в два месяца. Есть ещё такой налог на землю, называется «арнона». За первую квартиру он составлял 1000 шекелей за два месяца, это около 20 000 рублей. Размер платежа зависит от района, города и площади жилья.

Летом отопление не нужно, а зимой – необходимо. Когда на улице плюс 8-10 градусов, то холодно, надеваю толстовку. Кондиционеры работают на обогрев. Очень популярны простыни с подогревом.

За электроэнергию набегает немаленькая сумма: в прошлый раз было 700 шекелей за два месяца. Но иногда на крыше устраиваю вечеринки, включаю большие прожекторы, которые потребляют много энергии.

Летом в Израиле очень жарко и влажно. Плюс 29 градусов здесь ощущается как 45. В Бэер-Шеве есть такое явление, как хамсин – песчаная буря. Это такой кратковременный апокалипсис, его лучше пережидать в помещении.

Лучше на электровелике

Я думал: покупать машину или нет? Всё посчитал и понял, что автомобиль здесь обходится дорого. Сначала нужно заплатить за него двойную стоимость. Одну цену государству (налог на новые автомобили может доходить до 100% от стоимости авто – Прим.авт.), а другую – продавцу. Подержанную машину можно купить за 15-20 тысяч шекелей, новая стоит от 80 тысяч.

Нужно регулярно оплачивать техосмотр, страховку и ещё один транспортный налог. Обслуживание, бензин стоят очень дорого, литр топлива – шесть шекелей. По моим подсчетам, на такси ездить выйдет экономнее в четыре раза.

Все парковки в городе платные. Мой коллега ездит на работу на машине: из дома добирается до платной стоянки, где оставляет авто, а потом на самокате едет до работы минут десять.

Летом я езжу на электровелике, купил его за 2000 шекелей. Раньше катался на автобусе, покупал проездной – карточка «Рав Кав». По ней есть дисконтная система: допустим, ты кладешь 100 шекелей, и а на счету оказывается 125. Одна поездка на автобусе стоит 5,9 шекелей – около 100 рублей.

Стоимость проезда не зависит от дальности поездки. Есть приложение, в котором можно увидеть, во сколько приедет автобус. А через два года обещают достроить метро, работы уже ведут.

Дмитрий с друзьями путешествовал автостопом

Дмитрий с друзьями путешествовал автостопом

О заработках

В Израиле платят по часам. Минимальная ставка – 29 шекелей в час. Обычно люди работают с 8:00 до 17:00 с воскресенья по пятницу. В пятницу может быть сокращённый день.

Я зарабатываю 38 в час, бывают бонусы. Работаю в ресторане, делаю пиццу. Когда я учился в Беэр-Шеве, то подрабатывал водителем в агентстве, которое декорировало мероприятия. Мне платили фиксированную ставку – 200 шекелей за выезд, их было от одного до трёх в неделю. Кроме того, получал стипендию.

Когда начинал жить в Израиле, казалось, что у меня много денег: была стипендия, зарплата, плюс в Беэр-Шеве некуда особо тратить деньги. Но на самом деле это мало.

Как полюбить хумус

На еду уходит немного. Я питаюсь фруктами, овощами, орехами, крупами – всё это здесь недорого. Килограмм яблок стоит 5-10 шекелей. Если прийти на рынок в Шаббат, можно купить и за три.

Здесь очень много русских магазинов, гречку я покупаю в них. Упаковка 700 граммов стоит пять шекелей. Для сравнения, килограмм риса – 10.

В моем доме есть овощная лавка, куда я захожу после работы и покупаю всё, что мне нужно. Чуть подороже, чем на рынке, конечно. Кстати, есть лайфхак! Если ходить на рынок в пятницу вечером, перед Шаббатом, можно купить дешевле, а какие-то продукты даже отдают бесплатно.

Шаббат — в иудаизме это суббота, день недели, в который Тора (Пятикнижие) предписывает воздерживаться от работы.

Рыба здесь дорогая. Я люблю красную, местные называют её соломон, это типа сёмги. Стоит примерно 80-100 шекелей. Есть еще рыба мушт, её вкусно запекать. В Турции то же море, что и здесь, но там рыба значительно дешевле.

Рестораны здесь хорошие, их много – местные, арабские, европейские. У нас есть традиция с друзьями: раз в месяц ходим в новое заведение. Уличную еду тоже любим, она в Израиле вкусная.

Когда я приехал сюда, вообще не понимал вкус хумуса и фалафеля, а сейчас проникся. Хумус – это паста из нута с добавлением приправ, питательная и полезная. Тхина – это кунжутная паста, из неё делают халву. Я разбавляю с водой лимонным соком и ем. Есть ещё амба – паста из острого манго.

Хумус продают в уличных кафе, которые называются хумусия. Подают блюдо в большой тарелке, на ней лежат две горячие питы, салат, соус, соленые огурцы, яйцо. Таким блюдом можно наесться вдвоём.

Порция фалафеля с питой и салатом стоит от 6 до 25 шекелей. Ещё есть местное блюдо — шакшука. Грубо говоря, это яичница с овощами, очень томатная, жирная и острая.

Про громкие крики и хуцпу

Национальный спорт здесь – это еда. Люди сидят в кафе и ресторанах, устраивают пикники на пляжах. Играют в пляжные игры, волейбол, фрисби. Многие бегают.

Еще заметил, что жители Израиля активно путешествуют. Я был в Риме, там каждый третий турист говорил на иврите. Вообще, есть большой список стран, в которые можно выехать из Израиля без визы, но есть и те страны, куда с израильским гражданством нельзя попасть, конечно, это мусульманские страны.

Местные очень шумные. Мне коллега рассказывал, что, когда переехал в Израиль и пошел в шестой класс, его сильно удивило: учительница на уроке спрашивает о чём-то детей, то они не поднимают руку, а все вместе кричат. Поорать на улице – обычное дело.

Люди открытые, если сравнивать с русскими. Незнакомцы заговаривают с тобой в транспорте, на улице. Они бывают не очень тактичными, переходят личные границы. Но это национальная черта. Так они привыкли.

Ещё одна такая черта, как наглость, здесь говорят хуцпа. Особенно этим отличаются дети. Я не люблю местных детей. Однажды ходил с племянниками в детскую поликлинику, и это такой балаган! Дети постоянно кричат, и это считается нормальным. Никто не станет делать замечаний, и ребёнок будет орать до тех пор, пока ему не надоест.

В Израиле очень строгое наказание за жестокое обращение с детьми. Если отшлепать ребёнка прилюдно, то могут лишить родительских прав. Поэтому у детей очень много свободы.

Пурим, Песах и Шаббат

В Израиле очень много праздников – примерно два месяца за год выходит. Наверное, поэтому здесь шестидневная рабочая неделя. Есть праздники, в которые две недели никто ничего не делает. Это Песах, еврейская Пасха, и Новый год – Рош ха-Шана. С размахом отмечают Пурим и день независимости.

Религиозность местных жителей в глаза не бросается. Тель-Авив – это не Иерусалим. Здесь редко встретишь досов – людей, которые ходят в больших меховых шапках, с пейсами и в черных одеждах.

Чувствуется специфика страны в Шаббат, когда нельзя работать, автобусы не ходят, всё закрыто. Зато возле синагоги много людей. В Шаббат религиозным евреям нельзя даже нажимать кнопку лифта. Но евреи хитрые, и они придумали такой лифт, который останавливается на каждом этаже.

Шаббат в субботу – это клёвая практика, на самом деле. Я сам её придерживался несколько месяцев, откладывал телефон в сторону, гулял и общался с друзьями. Местные так живут: готовят еду заранее, чтобы хватало на два дня, отключают электроприборы. Ставят таймеры на плиту и лампочки. Выходят на улицу, гуляют с семьёй, отдыхают, общаются. Когда много информационного шума, очень полезно отвлекаться от него.

О тель-авивском гей-параде

Дважды побывал на местном гей-параде. Это карнавал, как у нас в Иркутске на День города, но намного ярче, откровеннее и масштабнее. Весь город готовится к нему, все вывешивают флаги, наряжают машины, грузовики. Участники едут со всего мира. Все танцуют. Некоторые люди без одежды, только в боди-арте.

Да, полиция есть на параде. Здесь вообще на любом мероприятии много полицейских, они быстро реагируют на любое происшествие.

Мне кажется, здесь, в Тель-Авиве, очень толерантное общество. Город мультикультурный, здесь не парятся: ну гей – и гей.

«Было понятно, что это не учебная сирена»

Недавно, буквально полторы недели назад, в первый раз за два года, что я в Тель-Авиве, услышал сирену – оповещение о воздушной атаке на Израиль. Сирену обычно включают два раза году: на день памяти жертв Холокоста и как учебную тревогу. Но об этом всех предупреждают.

Стало понятно, что это не учебная сирена. Я вышел на крышу и услышал хлопок. Упало две ракеты с палестинских территорий. Одну сбили, вторая упала так, что никто не пострадал.

Иногда накатывает

Скучаю иногда по Иркутску, друзьям, одноклассникам, сестре, которая осталась в Сибири. Иногда накатывает: хочется в баньку сходить или на Байкал съездить. Если говорить о материальном, точно могу сказать, что мне не хватает омуля горячего копчения, я его очень люблю, а сюда привезти не получится.

Не хватает своей машины, иногда хочется сесть и поехать куда-то. Здесь много красивых мест: леса, водопады, Мертвое, Красное море, каньоны, река Иордан и нацпарки.

Хотя грустить некогда. Здесь у меня много друзей, все русские. Мы устраиваем барбекю, играем в приставку, смотрим фильмы. Путешествовали по Израилю автостопом, а еще летали в Европу, туда недорогие билеты, и, как уже говорил, виза не нужна.

На море ходим примерно раз в месяц. Здесь много пляжей, большая береговая линия. Недалеко от Тель-Авива есть лес на берегу моря, выезжали однажды туда с палатками: костер, гитара – всё, как в России, только жарко.

Екатерина Орлова, IRK.ru

  • Ника Недотрога 23 апреля 2019 в 20:21

    Я одна не в курсе- почему жителям Израиля нельзя поесещать мусульманские страны?/)

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля