Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Маршрут выходного дня: пещеры Аргаракан и Чанчурская

В новом году мы продолжим рассказывать об интересных и бюджетных маршрутах выходного дня. В этот раз на очереди — путешествие в пещеры Аргаракан и Чанчурская в Качугском районе. О поездке рассказывает организатор туристического клуба «ИКС» Олег Беспрозванных.

— Мы ежегодно посещаем одно из красивейших мест нашего региона — Верхнюю Лену. Этот район (от Манзурки до Качуга) интересен краеведам, спелеологам, историкам и просто туристам. В 25 километрах от деревни Большая Тарель находится самая красивая пещера нашего края — Аргаракан, расположенная на одноименном ручье. Ее протяженность более шести километров, огромные залы, сталактиты и сталагмиты. Пещера Чанчурская — самая глубокая в регионе, она опустилась под землю на 86 метров, кроме того, в ней поселилась колония летучих мышей. Не менее интересны Шишкинские писаницы — наскальные рисунки древних людей, а также история освоения нашего края казаками. Именно через Лену русские впервые вышли на озеро Байкал.

В этом районе в царское время проходил Якутский тракт из Иркутска на северо-восток Евразии, на Охотск и Русскую Америку. Доморощенные кладоискатели поднимают на месте бывших бурятских становищ в Кудинской степи китайские и русские царские монеты как отголоски столкновений народов и империй. Даже географически это место уникальное — в районе Шутхулуна находится перевал из Ангарского в Ленский речной бассейн.

Программа поездки планируется по-разному каждый год, но сезонность обычно не меняется — это зима, так как открыты зимники, по которым ходят лесовозы. Летом эти дороги непроходимы даже для подготовленной техники. Наличие дорог и теплых ночевок делает путешествие в этот район безопасным и комфортным.

В этом декабре мы совершили достаточно спортивную поездку — посетили две пещеры (Аргаракан и Чанчурскую). По-моему, мы были первыми, кто за одни выходные прошел эти две сложные пещеры (хотя не полностью, конечно). Я заранее позвонил в Большую Тарель и в Чанчур, узнал состояние дорог и договорился о ночлеге и снегоходах.

Заявленный состав поехал почти полностью, одного из нас подкосил новогодний корпоратив. В 06:30 мы заправили машины и отправились в дорогу. Добравшись до Баяндая, позавтракали в единственном открытом кафе и снова заправились под завязку. После поворота на Бирюльку ехали уже колонной, посмотрели на могильный камень, бросили монетки на удачу на двух мостах.

Дорога по зимнику от Большой Тарели, как мне и рассказывали, была очень накатана лесовозами. У местных страда — все работают на лесе. В районе пещеры аж три бригады. Были там этим летом — многие пашни, распаханные их прадедами, заброшены и зарастают. Деревни в том районе очень древние, ведь именно через эту местность по Лене казаки вышли впервые на Байкал. Их потомки и живут там.

В конце зимника немного спутали развилку — пошли штурмовать пещеру из соседней пади, но вовремя спохватились и отправились к Аргаракану.

Примерно в час дня мы полным составом (10 человек) спустились в зал «Надежда», сходили до «Хозяина», посмотрели каменный дождь. Для таких гротов нужен хороший свет, так как масштабы просто огромные. Недаром эту пещеру считают самой красивой.

Около 16:30 мы все вышли из пещеры. Пока переодевались и шли до машин, стемнело. В Большую Тарель приехали уже в седьмом часу вечера, нашли небольшой магазин и двинулись по зимнику в поселок Чанчур.

Эти тридцать километров мы преодолевали почти два часа, а все потому, что для низкой Honda дорога оказалась слишком сложной. Температура опустилась вечером до -26 градусов.

По прибытии разместились в двух домах, поужинали и легли спать. Утром нас ждала экскурсия по музею и усадьбе Трапезникова, музею Героя Советского Союза летчика-испытателя А.М. Тюрюмина.

А уже в 11:00 загрузились на два снегохода с санями и двинулись в пещеру Чанчурскую. До нее еще около 40 минут нужно идти пешком по гребню. Этот грот более сложный, для новичков спускаться опасно, поэтому у нас пошла половина группы. Мы установили две веревки и спустились до дна. Я не нашел того хода, который не смог пройти десять лет назад. Вышли так же засветло, до поселка добрались быстро.

До Большой Тарели доехали за 2,5 часа, а в городе были около полуночи. Бюджет поездки, несмотря на пройденные километры, совсем невелик — 2000 рублей на человека (1500 — бензин и 500 — ночевка).

Олег Беспрозванных

Фото Ильи Крюкова и Полины Кудрявцевой

• manager_irk 14 января 2016 в 21:37

Ребята по зимней дороге на низкой машине проблемно доехать до места и еще хотел бы уточнить контактную информацию переночевать. Хороший маршрут , не знал о наличии такого места. За рубрику irk.ru отдельное спасибо. Едим дальше

Загрузить комментарии
Фотография  из
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана