Татьяна Олеговна, «Байкальская виза» — большой туроператор, работающий в Прибайкалье, через вашу организацию уже много лет проходят достаточно серьезные потоки туристов. На ваш взгляд, туристический сезон — 2016 проходит лучше, чем в предыдущие годы, или, быть может, есть спад турпотока к нам, на Байкал?
— Конечно, этот сезон был насыщенней, чем в прошлом году: гостиницы не только нашей Ассоциации «Байкальская виза», но и в целом по Прибайкалью заполнены на 90, а то и 100 %. И в основном приехали туристы из Китая.
Не могу не отметить рост внутреннего туризма, но здесь двоякая ситуация: одной стороны, с закрытием Турции и Египта интерес к поездкам внутри России увеличился. Но с другой — летом авиакомпании стабильно завышают цены и билет в обе стороны достигает стоимости 50—70 тысяч рублей на одного человека. Это делает наш Байкал почти недосягаемым для туриста из Центральной России, соответственно, мы не можем конкурировать с тем же Крымом, Сочи, Золотым кольцом. Приехать на Байкал становится роскошью. Если ничего не будет делаться по снижению стоимости авиабилетов, то на внутренний туризм нам можно не надеяться.
Многие со скепсисом относятся к развитию туризма на Байкале, говоря, что такое количество туристов, в том числе китайских, несет угрозу экологии, кроме этого, деньги путешественников не остаются на территории: туристов стало намного больше, а доходы в бюджет увеличиваются вовсе не такими темпами.
— Что касается экологии, конечно, во всём должен быть разумный подход. И как ни странно, развитие туризма при правильной его организации приведёт к улучшению экологической обстановки. Например, возьмём остров Ольхон. По нашему мнению, остров надо привести в порядок для того, чтобы развивать там экологический туризм. Для этого необходимо разработать регламент посещения острова, создать инфраструктуру — парковки, домики, экскурсионные маршруты.
Что до второй части вопроса, действительно, уже остро стоит проблема нелегальной работы китайских граждан в сфере туризма на территории Прибайкалья. На том же острове Ольхон есть частные нелегальные гостиницы, принадлежащие, образно говоря, Васе-китайцу, Пете-китайцу, Коле-китайцу, которые кормят приезжих из Поднебесной в кафе, принадлежащих их соотечественникам. Плюс огромное количество гидов-нелегалов… Все деньги идут наличкой, а значит, денежные потоки китайская сторона закрывает на себе, не давая местному туррынку развиваться, и, соответственно, бюджеты разных уровней недополучают налоги. И это очень большая проблема в первую очередь из-за несовершенного законодательства.
Отрасли необходимо нормальное регулирование, отслеживание работы гидов и тех, кто предоставляет экскурсии, так как непонятно, что они там рассказывают, как ведут экскурсии. Должна быть сертификация и высокие штрафы, и надзорные органы обязаны ситуацию контролировать.
В Иркутской области была концепция развития туризма с 2002 года, но ее действие закончилось в 2010 году. С тех пор не было разработано ни одного документа, который бы стратегически определял развитие туризма в регионе. Получается, что в Иркутской области такой отрасли экономики, как туризм, не уделяется должного внимания?
— Это действительно так, но сейчас не будем говорить, пожалуй, почему так произошло и кто виноват, главное — что делать? Наша общественная организация «Клуб „Губерния“», в которую я вхожу, около года назад начала работу над концепцией развития туризма в Прибайкалье, на данный момент уже прошла её презентация в Общественной палате области, и хочу сразу сказать, что мы получили положительные отклики от представителей туриндустрии региона, а также областного агентства по туризму, регионального правительства. Инициатором создания концепции стал председатель клуба «Губерния», президент Ассоциации «Байкальская виза» Дмитрий Матвеев. Я, если честно, давно не встречала человека, так искренне болеющего за регион. Это объясняется, в принципе, довольно просто. И Дмитрий Геннадьевич, и многие другие члены нашей общественной организации приняли для себя решение, что уезжать куда-либо из Приангарья они не планируют. А значит, надо сделать всё, что могут сделать общественники, чтобы жизнь в регионе улучшилась.
— По нашему мнению, туризм с точки зрения экономического развития — один из самых эффективных способов подтолкнуть территорию к развитию и снять социальную и экономическую напряженность. Ведь это отрасль с огромным мультипликативным эффектом: туристы привозят к нам деньги, которыми расплачиваются в гостиницах, ресторанах, в магазинах — это прямая поддержка гостиничного, ресторанного бизнеса и торговли. По сути, туристы дают этим направлениям работу. Но ведь и другие отрасли развиваются благодаря туризму. Например, строительство, дорожное хозяйство, сельское хозяйство, транспорт. У людей будет работа, вырастут доходы и общее благосостояние. В итоге от развития одного сектора экономики выиграет целый регион.
Как вы думаете, что необходимо, чтобы Байкал стал действительно великим озером великой страны?
— Я думаю, что Байкал и так является великим озером великой страны. Надо просто к нему поменять отношение и начать воспринимать его как объект всемирного показа международного значения.
Как я уже говорила, сейчас нет ни на федеральном, да и на региональном уровне отношения к Байкалу как объекту мирового показа. Необходим глобальный, но только работающий документ, как сделать, чтобы туризм стал источником дохода, обеспечивающий социальное спокойствие региону. Хочу привести в пример Крым, который к 1 июля 2016 года перешагнул отметку в полтора миллиона туристов, это на 21 % больше прошлогодних показателей. Сочи за курортный сезон 2016 года рассчитывает принять более 6 миллионов туристов — и этот город меньше Иркутска (по количеству населения — прим. ред.), представляете, какие там доходы, какая занятость населения. При этом ущерб для экологии сведён к минимуму, так как всё продумано.
В Сочи, Крым едут в первую очередь за пляжным отдыхом. А какой вид туризма сейчас наиболее популярен в Прибайкалье?
— Традиционно 70 % отдыхающих на Байкале — местное население. А местное население и иностранцы — две разные категории туристов. Для приезжих это познавательный, экскурсионный туризм. Для местного населения — это прежде всего просто отдых, когда всей семьёй, с друзьями выезжают на природу полюбоваться красотами, подышать свежим воздухом, порелаксировать, да и покупаться в чистой воде, несмотря на то, что она достаточно холодная.
Но, как я уже сказала, в первую очередь надо развивать событийный туризм, это — мировой тренд. Турист хочет стать участником какого-то действия. И это не обязательно чемпионат, фестиваль или праздник. Это может быть агротуризм, когда турист пожил в крестьянском доме, подергал редиску в огороде или зимой потопил печку, приобщился к сельской жизни. Именно событийный туризм поможет снизить фактор сезонности. Гости из других стран, городов готовы приехать за интересными событиями. Например, в этом году на Байкале вновь прошла «Зимниада», и отели, и магазинчики, и туротрасль в целом почувствовали эффект. Корейцы, китайцы, французы приехали, чтобы посмотреть на зимний Байкал, поучаствовать в подледной рыбалке.
У людей есть свободное время, если есть свободные деньги, то многие тратят их именно на путешествие, ведь это, пожалуй, лучший вид досуга: ты не просто отдыхаешь, но и познаешь другие страны, менталитет, культуру. И нам, нашему региону, надо быть в тренде.
На правах рекламы
В Сочи-то «вред экологии сведен к минимуму». А как же истории со строительством олимпийских объектов в заповедниках, уничтожение набережных и регулярный слив сточных вод прямо в море (без очистки). За это лето интернет просто лопается от сообщений об массовых отравлениях людей на черноморском…