Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Вокруг озера Хубсугул за семь дней. Часть третья

IRK.ru публикует финал истории иркутянина Михаила Петрова о поездке в Монголию. В заключительной части — о рыбалке, монголах, поломке «Автонома», сложном ночном перевале и завершении поездки.

Глава 9. Монгольский курорт «Аршан»

Мы прошли немало бродов по разлившимся от непрекращающихся дождей рекам. С каждым днём все сильнее выбивались из графика. На то было много причин – от усталости и недосыпа, от абсолютно мокрой одежды и преодоления непростого природного ландшафта, до поломок техники и телег. Но мы двигались вперед и получали истинное наслаждение от этого маршрута.

Наш путь долго проходил по лесу, вдалеке от озера. Пройдя значительное количество километров, заехали на огромную поляну и не сразу поняли, что попали в другой промежуток времени – в наше прошлое. Как будто проехали через временной портал и оказались годах, наверное, в восьмидесятых.

Нашему взору предстал целый лагерь. Палатки были сплошь брезентовыми, как в советские времена (помните?) Почти возле каждой стояли такие машины, как ГАЗ-66, УАЗ, УРАЛ. Ходило множество людей – мужчины, женщины, дети. Это место, как выяснилось позже, называется «Аршан». Здесь есть полезные природные источники, и монголы приезжают сюда отдохнуть и подлечиться.

К нам сбежались, наверное, все обитатели этого палаточного городка. Одеты они были тоже как во времена Союза: вытянутые свитера, трико, классические брюки из прошлого, майки-алкоголички…

Помните картину из мультика про Бонифация, когда его первый раз увидели маленькие африканские дети? Вот с нами было то же самое. Все подходили, осматривали технику, гладили по ней рукой, забирались к нам на подножку и фотографировались, сажали детей за руль, жестами спрашивали, сколько стоит. Мы реально были словно в цирке.

Монголы – народ очень дружелюбный, все нам улыбались в тридцать два зуба, желали отличной дороги и всех благ! После продолжительной фотосессии с монгольским народом мы двинулись дальше.

Дорога на этом участке была ужасная: большие острые камни, местами жидкая грязь, вздыбленные корни деревьев, торчащие из-под земли, крутые подъемы и спуски. Проехав после «Аршана» еще пару километров, у нашей основной телеги-кокпита оторвалась правая часть подвески, не выдержав такого издевательства над собой. Движение вперед было невозможно. Время примерно 14:00.

Поломка серьезная: ступица колеса была на сварке, сварка не выдержала и отломилась. Без должных инструментов здесь не обойтись, и в нашем арсенале таких не оказалось.

Взялись за голову. Долго думали, что делать, были варианты даже бросить телегу здесь, но мы обязаны ввезти её обратно в Россию, иначе бы не пропустили через границу: с чем заехали, с тем должны и выехать. Решили отремонтировать. Девчонки взялись за приготовление обеда, а мужики, разгрузив и задомкратив телегу, начали думать, как наладить.

Нам нужны были длинные болты диаметром примерно два сантиметра и электродрель, чтобы высверлить отверстия в металле и закрепить ступицу. Но ни болтов, ни, естественно, дрели у нас не было. Решили, что мы с Сашей едем до «Аршана» и просим у мужиков помощи в виде запчастей, а возможно и дрели.

На поляне подошли к пожилому монголу, отдыхающему на траве возле 66-го, показываем, что у нас сломалось, и просим посмотреть аналоги. Мужик без слов вскакивает, открывает металлический бардачок где-то под кузовом, достает из него внушительный тряпочный мешочек и вываливает его содержимое на траву. Пока Саша искал, что нам нужно, нас опять обступили любопытные монголы. Им было так интересно, что мы делаем и что ищем, что каждый наперебой стал предлагать свои услуги, ведь у каждого в машине имелся заветный мешочек с различными винтиками и гаечками.

Пока мы перебирали одну за другой кучки болтиков, я мельком бросил взгляд на свой квадроцикл. Сразу вспомнил мультик про обезьяну-маму и её неуёмных детишек: пока мама была занята домашними делами, они до винтиков разобрали автомобиль чужой тети!

Оставив Сашу, я пошел проведать, что возле него происходит. Фотоссесия шла полным ходом – и стоя, и сидя, и на багажнике, и… Особенно интересовались дети. Ну, думаю, когда они еще увидят такую технику, и покатал их по двое по всей поляне. Их мамы, спеша за нами, снимали видео счастливых детей. Да уж, восторгу не было предела!

Пока я развлекал ребятню, Саня раздобыл советскую ручную дрель и два нужных по диаметру сверла. Ну что ж, есть шанс на спасение нашей телеги. Поблагодарили всех, кто откликнулся на нашу беду, и пообещали вернуть инструмент. На все про все ушло часа полтора.

Мы подоспели как раз к обеду. Быстро перекусив, приступили с мужиками к ремонту. Процесс был долгий и мучительный. Больше всего запомнилось, как сверлили толстый металл ступицы ручной дрелью, пришлось приложить немалые усилия: один упирался грудью в дрель и крутил, а двое или трое других давили на него со спины, чтобы придать усилия сверлу, – получалась картина «дедка за репку, бабка за дедку». Провозились очень долго, но телегу отремонтировали.

Пришлось приложить немалые усилия, чтобы устранить поломку

Пришлось приложить немалые усилия, чтобы устранить поломку

Глава 10. Ночь на перевале

Дорога уходила вверх, становясь круче. Ехали среди густых зарослей и бегущих ручьев, набирающих силу от возобновляющихся дождей. Саша на своем квадроцикле с кокпитом не мог забраться самостоятельно, приходилось его постоянно «лебедить» (пользоваться лебедкой). Нас окружали остроконечные пики чудесных гор в чуть заметной седой дымке.

Восторженные, мы остановились запечатлеть это великолепие природы. В такие моменты всегда испытываю чувство счастья и полного душевного спокойствия. Монголия не прекращала удивлять и радовать разнообразием ландшафта.

Монголия удивила и порадовала разнообразием ландшафта

Монголия удивила и порадовала разнообразием ландшафта

На подъем ушло несколько часов. До стелы с флажками и с фиксацией на альтиметре высоты в 2500 метров над уровнем моря мы добрались уже часам к семи вечера. Светового времени оставалось немного, а впереди ожидал один из самых сложных участков на этом маршруте.

Общее фото – и немедля дальше по перевалу. С каждой минутой становилось все холоднее. Небольшая остановка, чтобы утеплиться. Увидели небольшой ледник и несколько очень красивых горных озер. От ледника исходила настоящая стужа. Быстро пройдя этот участок, заметно потеплело.

Уперлись в промежуток дороги, состоящий из огромных валунов зеленоватого цвета. Такое характерно для камней, которые находятся на высотах свыше двух тысяч метров. Подобные камни можно встретить в горах Хамар-Дабана и на Тункинских гольцах.

Мы с Алексеем поехали первыми, остальные в метрах 100–150. Двигались медленно и аккуратно. По правую руку от нас был стекающий камнепад из немыслимо больших камней, хотелось проскочить этот участок как можно скорее. Вдруг услышали крики наших.

Остановились и увидели, что кокпит лежит на боку. Побежали к ним. К счастью, никого не придавило. Дружно навалившись, подняли телегу. В момент падения в ней никого не было. Кокпит получил небольшую пробоину в фанере, но в целом не пострадал.

Скорость нашего табора на сложном участке дороги не превышала и 5 километров в час. Телегу продолжали держать, идя рядом с ней. Наступила ночь, а мы продолжали двигаться монотонно и медленно. Скорость оставалась прежней. Дорога ужасная – большие и глубокие рытвины с грязью и водой, огромные камни, которые приходилось постоянно объезжать. Фаркоп давно оторвался, и кокпит пришлось пристегнуть на и без того загруженный техническим барахлом багги Николая. Дети спали, устроившись в квадроциклах между родителями. Силы заканчивались.

Местами дорога была ужасная
Местами дорога была ужасная

Местами дорога была ужасная

Местами дорога была ужасная

Полночь. Кромешная тьма. Парни, ехавшие сзади, встали – что-то сломалось. Я понимаю, что слева от нас гора, а справа обрыв, где-то недалеко шумит горная река. Света фар хватает только на освещение дороги впереди. Дорога очень узкая. Со мной едет старшая дочь Александра Даша. Мне необходимо развернуться и доехать до наших, узнать, что случилось, и помочь, если что.

Попросил Дашу слезть и начал потихоньку разворачиваться. В один момент чувствую, что квадроцикл сильно наклонился в сторону обрыва. Поскольку дорога была под наклоном, то неправильно выставленное равновесие на мототехнике, привело к тому, что начал я начал падать. Слетел с квадроцикла, зацепился за какие-то камни, сильно ударился локтем, благо, был в «защите». Без нее, думаю, были бы последствия. Услышал, что парни изо всех сил орут: «Глуши технику, Миша, технику глуши!», что я быстро и сделал (иначе бы полились все жидкости из узлов и агрегатов, а это чревато последствиями).

Парни быстро подбежали и, навалившись, все вместе поставили мою машину на место. После этого решили встать на прикол. Надо бы, нужно хоть немножко перекусить и поспать, да и детям дать отдохнуть.

Между квадроциклами растянули наш волшебный, незаменимый тент, бросили матрасы, карематы и спальники. Спать легли в 02:10. Будильник завели на 05:00. В 04:45 вместо будильника мне на лицо, торчавшее из-под тента, упали капли дождя.

Глава 11. Долгожданная рыбалка

Неужели мы так и не порыбачим? – задались мы вопросом на очередной остановке на перекус и отдых. Килька в томатном соусе стояла поперек горла, а свежепойманного ленка или хариуса, которыми изобиловали эти места, хотелось невероятно. В итоге совет постановил: едем до ближайшей реки, где можно закинуть спиннинги, и полтора-два часа, несмотря на поджимавшее время, предаться релаксу.

Это был последний день нашего квадропохода. Во что бы то ни стало нужно сегодня попасть на границу. Погода наладилась, солнце хорошо подсушило монгольскую землю, отчего пыль от наших «коней» стояла столбом. Прошли очередной брод и напали на целое поле дикого лука, радости не было предела. Пришлось сделать незапланированную стоянку.

Впереди заблестела река. Это последний наш шанс. Подъехав поближе поняли, что это то самое место, где должны водиться и ленок, и хариус. Трясущимися от нетерпения руками собрали спиннинги, нашли необходимые снасти и впятером сделали заброс как по команде…В воздухе повис дух соревнований по рыболовному спорту.

Заброс за забросом, судорожно сматывая выброшенный «снаряд», все были в предвкушении первой поклевки. И вот вижу, как Лехин спиннинг изогнулся дугой… Глаза блестят от азарта…Звук фрикциона усиливает эмоции. На берегу первая рыба – пятнистый, как гепард, красавец ленок. На глаз примерно килограмма на полтора. Хорошую он борьбу показал Алексею. А следом поклевка пошла у всех поочередно. Хариус, ленок, хариус – только и успевали отцеплять рыбу и делать новый заброс.

Два часа пролетели как один миг. Не передать словами, как было горестно покидать это место, очень уж хотелось разбить здесь лагерь и отвести душу по рыбалке. За два часа улов получился хороший: добрых хвостов двадцать лежали в пакете.

Наши «кони» взревели и уже без остановок помчались к линии финиша, чтобы замкнуть круг в обход Хубсугула. Финишной линией была гостеприимная турбаза нашего монгольского друга Баярхуу.

Глава 12. Релакс у Баярхуу

Дорога пролегала по самому берегу озера. Берег здесь очень необычный, его украшают огромные сухие пни с большими корнями, как бы стоящие на берегу. Зрелище очень красивое и необычное. Не смогли проехать мимо, не сделав десяток фотографий. Дальше на пути встретили даже не реку, а большой ручей с мостом. Посмотрев в воду, пережили рыболовный шок: ручей просто кишел хариусом. Постояв пару минут в оцепенении, как коты у аквариума, уныло посмотрели на часы и с великой горестью рванули дальше.

Чтобы успеть на границу мчали на всех парусах. Солнце жарило так, будто отрабатывало за все то время, когда лил дождь. Ехать в шлеме было очень жарко. Сняли их и закрепили на квадрах, поэтому лица у всех подгорели.

Время 16:30, до закрытия границы оставалось полтора часа. Был большой риск не успеть. А тут ещё и наткнулись на монгольских пограничников, которые потребовали наши паспорта и разрешение на передвижение по национальному парку. С паспортами проблем не было, а вот с разрешением… Я куда-то положил его и никак не мог найти. Они четко дали понять, что без разрешения дальше нас не пропустят. Кое-как нашел в сумке-непромокайке, подвешенной у меня на квадре.

Все устали и изрядно вымотались. Мы понимали, что даже если успеем пройти границу, дальше будут долгие сборы, погрузка квадроциклов на телеги и не близкая дорога домой. Приедем разбитые, а утром всем на работу. Такая перспектива не радовала. Встав посреди поля, вынесли вопрос на обсуждение: все ли могут завтра не быть в городе?

После звонков в Иркутск и долгих переговоров решили остаться у Баярхуу – отдохнуть, сходить в баню, выспаться. Настроение сразу улучшилось, и мы спокойно, без спешки заехали в Ханх. Поскольку мы нагрянули внезапно, с ужином Баярхуу договорился в местном кафе.

Релакс продолжался до полуночи. Все дружно хохотали, вспоминая по свежим следам, как это было. Пробуждение было тяжелым. В 09:00 мы стояли на границе.

– Ну как съездили? – спросил проверяющий нас пограничник.
– Съездили просто бомбически, – в один голос сказали мы…

До свидания, прекрасная Монголия, мы еще вернемся…

Михаил Петров, специально для IRK.ru

  • Андрей Иванов 24 сентября 2019 в 11:07

    Огонь просто.
    Есть что вспомнить зимним вечером в Гаграх.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля