Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Плата за лед. На Байкале ввели новый туристический маршрут

С начала 2020 года на Малом Море появился новый платный ледовый маршрут. Теперь туристы смогут передвигаться по Байкалу только в строго отведенных направлениях. Гиды прогнозируют, что новая мера приведет к удорожанию туров. Кому и за что будем платить, в материале IRK.ru.

В конце января-начале февраля в Иркутской области стартует ледовый сезон. В этом году Прибайкальский нацпарк подготовил для туристов новые обязательные правила передвижения по Байкалу. Теперь для нахождения в проливе Малого Моря нужно получать разрешение.

Маршрут протяженностью 180 километров проходит от границы открытого Байкала до мыса Зундук и захватывает западный берег острова Ольхон, гроты у деревни Харанцы, остров Огой. Как сообщил директор ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Умар Рамазанов, зона является особо охраняемой природной территорией федерального значения.

Маршрут проходит от границы открытого Байкала до мыса Зундук
Маршрут проходит от границы открытого Байкала до мыса Зундук

— Предлагаемый маршрут безопасен, каждые три дня мы проводим на нем замеры. Будем организовывать рейды с МЧС и полицией. Все транспортные средства за пределами утвержденных на льду дорог будут штрафовать за незаконное нахождение на территории нацпарка на 3-4 тысячи рублей, — отметил Рамазанов.

Директор ведомства добавил, что нацпарк оборудует маршрут 13 герметичными туалетами, информационными аншлагами. Разрешение на посещение территории жителям Иркутской области обойдется в 50 рублей, гостям из других регионов и стран — в 100 рублей.

Чтобы получить разрешение на посещение ледового маршрута, туристы могут обратиться в островное лесничество, визит-центр в Тажеранских степях или на электронную почту «Заповедного Прибайкалья». В ближайшее время нацпарк разработает программу, чтобы онлайн-документ можно было получать быстрее.

Бесплатно разрешение смогут получать местные жители, журналисты, сотрудники МЧС и прокуратуры, волонтеры, представители науки. Как пояснил Умар Рамазанов, документ необходим для учета антропогенной нагрузки. Если турист планирует находиться в населенном пункте, например, в Хужире, то разрешение ему не потребуется.

Замдиректора по развитию «Заповедного Прибайкалья» Денис Банщиков рассказал, что нацпарк стремится создать условия для регулируемого туризма и отдыха, сделать посещение маршрута не только комфортным, но и понятным.

— Нужно, чтобы туристы понимали, куда можно идти, где безопасно. Лед тонкий, поэтому маршрут только для пеших прогулок, поездок на судах или воздушной подушке. Если человек по незнанию отклонился на метр или два, то жестких санкций в этом году к нему применять не будем, — отметил Банщиков.

Руководство нацпарка подчеркнуло, что ледовая переправа, связывающая остров и материк, будет работать по-прежнему. Она не войдет в состав маршрута, так как является дорогой общего пользования. На МРС сосредоточат наибольшее количество хивусов, поскольку именно оттуда будут отправлять людей по ледовому маршруту. Еще одна точка отправки — деревня Хужир.

— У нас заключены соглашения с компаниями-перевозчиками, которые владеют хивусами. Нацпарк не получает прибыль от их работы. Сейчас на Байкале порядка 10 судов на воздушной подушке. Возможно, в дальнейшем их будет сотня, — рассказал Денис Банщиков.

Создание нового платного маршрута вызывает недовольство только у теневого бизнеса, который не желает платить налоги, уверены в учреждении. У иностранцев, которые составляют 80% всего турпотока, стоимость посещения природной территории заложена в тур, местные жители проезжают по ней бесплатно.

— Казалось бы — туристов много, поэтому здесь счет идет на десятки миллионов рублей. Но для создания инфраструктуры этого крайне недостаточно. Почти все средства мы направляем на развитие деятельности: тушение пожаров, патрулирование, — отметил замдиректора «Заповедного Прибайкалья».

Как сообщили представители учреждения, к летнему сезону разрешение на посещение всех маршрутов нацпарка будут также продавать турбазы. Также в ближайшее время выделят специальные места для зимней рыбалки на Малом Море.

Туристическое сообщество Иркутской области неоднозначно оценило нововведение. Гид-экскурсовод Татьяна Постникова рассказала журналисту IRK.ru, что ее смущает появление новых ограничений, которые сделают достопримечательности менее досягаемыми. При этом основная проблема в том, что нацпарк запретил ездить по льду на УАЗиках. Это приведет к удорожанию туров на Байкал в следующем сезоне.

— Мы должны пересадить людей на хивусы, что значительно дороже. В этом году стоимость туров останется прежней, потому что путевки проданы заранее. Думаю, что отчасти это хорошо, потому что уйдет сегмент низкобюджетных туристов. Платежеспособные, как правило, более культурные, — делится гид.

Она добавила, что люди готовы платить за посещение маршрута, если будет понимание, за что отдавать деньги. Механизм не до конца прозрачен даже для гидов, однако Постникова уверена, что начало ледового сезона расставит все точки над i.

— Мне кажется, что одна из обязанностей нацпарка — поставить на маршруте информационные щиты на трех языках с просьбой не ломать сосульки в первозданных гротах и не загрязнять их. Наличие такой конструкции скажет о том, что за объектом следят. И отношение будет иным, — отмечает Татьяна.

Фотограф Станислав Толстнев, который организует туры на Байкал, на своей странице в «Фейсбуке» усомнился в законности сбора платы за посещение ледового маршрута. Он написал, что нацпарк имеет право брать деньги только за оказанные услуги на своей территории.

— Формулировка «собранные средства пойдут на благоустройство парка» это то же самое, что, например, вы пришли в кинотеатр, и вас просят заплатить деньги сейчас, но при этом говорят, что кинозал пока не готов, и кино мы покажем позже, и может быть не вам, — пишет фотограф.

Толстнев отметил, что обратился в Байкальскую природоохранную прокуратуру за разъяснением. Ведомство пояснило, что вся акватория Малого Моря входит в территорию Прибайкальского нацпарка, однако его границы до сих пор не поставили на кадастровый учет.

— Нацпарк имеет право брать оплату за посещение его территории. Но каких-либо дополнительных денег за выход на лед платить не нужно. То есть если кто-то требует отдельно заплатить за прогулку по Байкалу, можете смело снимать происходящее на видео и отправлять в природоохранную прокуратуру, — отметил Станислав.

Виктория Чистякова, IRK.ru
Фото из архива

  • Филипп 1 февраля 2020 в 14:58 +1

    За 20 лет, что езжу на Байкал, ни разу не видел никакого патруля (контроля или природнадзора). Народ как мусорил на берегу, так и продолжает это успешно делать. Как вырубает деревья прямо по берегу озера, так и продолжается и сейчас. Как уничтожает ценнейший гумус на квадроциклах, так и продолжает…

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля