Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Восхождение на Эльбрус: что нужно знать, чтобы покорить вершину

Восхождение на Эльбрус: что нужно знать, чтобы покорить вершину

Своими впечатлениями поделилась Виктория Хандарова.

Честно, до сих пор не понимаю, как решилась на восхождение, ведь походницей я никогда не была. Год назад с подругой решили пойти на Мунку-Сардык в составе группы под руководством Евгения и Эльмиры Янущак — это был, наверное, мой второй поход в жизни. В начале этого года услышала от них, что они собираются на Эльбрус и набирают группу. Тогда и возникла мысль, что с этими ребятами с удовольствием пошла бы на приключения. Я начала читать информацию в Интернете, смотрела на Youtube разные ролики людей, которые ходили на Эльбрус. Вот так и решилась.

Возле аэропорта города Минеральные Воды
Возле аэропорта города Минеральные Воды

Восхождение на Эльбрус запланировали на майские праздники — в это время там, как правило, хорошая погода. В феврале я внесла предоплату. Путешествие обошлось в 70 тысяч рублей (42 тысячи заплатила за тур, 28 тысяч рублей — за билеты), не считая затрат на экипировку. Но из-за пандемии пришлось отложить поездку. Нам предложили вернуть 50% стоимости тура или перенести путешествие на время, когда откроют границу — мы решили подождать. Повезло, что билеты я смогла обменять на другую дату без доплаты. И вот в августе, когда границы открыли, мы смогли отправиться на Эльбрус.

Высота горы Эльбрус — 5642 метра над уровнем моря. Она находится на Северном Кавказе, где проходит граница между Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкесией. Когда-то Эльбрус был действующим вулканом, а теперь это один из самых огромных потухших вулканов планеты.

На Эльбрус брали тех, кто уже ходил на Мунку-Сардык (высочайшая вершина Саян, высота 3491 метров. — Прим. ред.). Говорят, человек, поднявшийся без особых проблем на Мунку, сможет подняться и на Эльбрус. Конечно, надо было готовиться, но залы были закрыты из-за введенного режима самоизоляции. Каждый тренировался самостоятельно, как мог — на улице или дома. Когда в середине лета открылся тренажерный зал, я возобновила тренировки в зале.

И вот долгожданный август. Перед поездкой мне дали список снаряжения и вещей. Многое из этого можно было на месте взять напрокат, в том числе и обувь. Что-то у меня уже было, что-то я предпочла купить сама. Перед вылетом каждому из команды выдали «кошки», обвязку и ледорубы. Полетела я с рюкзаком на 80 литров — он был полностью забит всем необходимым.

До Минеральных Вод у нас был прямой перелет из Иркутска, а оттуда отправились на автобусе в город Азау, который находится на высоте 2350 метров над уровнем моря. В городе тренируются спортсмены сборной России по зимним видам спорта, также там много скайраннеров — очень атмосферное место. Там жили три дня и каждый день выходили на акклиматизацию, в том числе до водопада «Девичьи косы» на 3200 метров и на гору Чегет на 3461 метров.

Затем по канатке поднялись на Гарабаши (верхняя станция канатно-кресельной дороги. — Прим. ред.), где на высоте 3800 метров находится базовый лагерь. Кстати, там работают две канатные дороги. Одна старая маятниковая, ней можно подняться прямо до лагеря, но в непогоду она всегда закрыта. Вторая — новая гондольная.

Обсерватория Пик Терскол
Обсерватория Пик Терскол

В лагере жили в домике на 10 человек, который называют «бочкой»: внутри он оббит деревом, снаружи — металлом. Туалет находился на улице. Столовая располагалась в отдельно стоящей «бочке». В базовом лагере нет магазинов, поэтому, что принесли с собой, то и ели. На акклиматизацию мы всегда с собой брали сухпаек — орехи и шоколад, бутерброды. Вода была на вес золота — там ее нет, а пить на высоте необходимо. Каждый из нашей команды нес по две пятилитровых бутылки.

В течение двух дней, перед восхождением, у нас был запланирован еще один радикальный выход. Как правило, ходят до скал Пастухова (4700 метров), одна мы решили идти до высоты 5000 метров. У меня начались признаки «горняшки». Эта болезнь, связанная с кислородным голоданием на высоте, проявляется у каждого по-разному. Чаще всего человек чувствует бессилие, несоответствующее нагрузке. Меня же постоянно тошнило и рвало. Помню, смотрю на группу, многие уже дошли до стоянки, осталось до них не более 50 метров, а идти не могу, ноги не двигаются, руки ватные, голова кружится. Я не смогла догнать товарищей, последние метры оказались для меня непреодолимым препятствием. Махнула им, что буду ждать на спуске и пошла обратно. Это был самый тяжелый день.

Во время акклиматизации одному члену нашей группы стало плохо и он решил отказаться от восхождения. И нас, готовых подняться до вершины, осталось семь человек.

У меня, как и у многих ребят, были проблемы со сном: несмотря на усталость, засыпалось очень тяжело. Вторую ночь, перед восхождением, фактически не спала.

Последний день перед штурмом отдыхали, чтобы ночью отправиться на вершину. Здесь, на Эльбрусе, после 12 часов погода всегда портится, поэтому, как правило, группы выходят из лагеря в три часа ночи, чтобы в 11, край в 12 дня, уже спускаться вниз.

Для восхождения применяют трехслойную концепцию одежды: первый — термобелье, второй — флисовый, третий – мембраный. Я надела два комплекта верхнего термобелья (боялась замерзнуть). На ноги — специальные треккинговые ботинки с «кошками». На руки – перчатки и варежки. На голову — шапку и защитный шлем. И обязательно очки. Солнце здесь очень активное, особенно утром. Перед выходом на лицо наносила солнцезащитный крем, но он мне не помог — все равно сгорела.

Накануне восхождения я услышала в лагере разговор: «Если ноги мерзнут, а потом резко ты перестаешь чувствовать холод, то надо быстро спускаться в лагерь — скорее всего наступило обморожение». И я всю дорогу думала только о ногах, чувствую их или нет (смеется). Но когда солнце появилось, стало теплее, и я немного расслабилась.

По дороге на вершину некоторые путешественники отдыхают
По дороге на вершину некоторые путешественники отдыхают

Для восхождения самое благоприятное время, говорят, апрель-май, погода стабильнее, хотя и температура ниже, а в августе бывают грозы, метели. В августе там погода, как на Мунке в мае. Но нам повезло — было ясно и всего -15 градусов. Во время спуска уже было жарко, все вокруг таяло, вода ручьями стекала вниз, а уже на следующий день погода начала портиться. Вообще для Эльбруса характерно, что погода меняется буквально в течение часа. Только было ясно и безоблачно, а сейчас — метель и ничего вокруг не видно.

Приют на седловине Эльбруса (5300 метров). Здесь путешественники останавливаются на привал

Приют на седловине Эльбруса (5300 метров). Здесь путешественники останавливаются на привал

Осень на Эльбрусе наступает во второй половине августа, а зима — уже в октябре. Зимой на вершине очень холодно: температура может понизиться до -35-40 градусов, а ветер достигает более 40 метров в секунду.

Восхождение на Эльбрус у меня заняло около восьми часов. Двигалась наша группа небыстро, равномерно и спокойно, маленькими шагами. Останавливались редко и ненадолго, иначе сразу замерзали. Мы шли в «кошках» и в связке. На некоторых опасных участках маршрута есть веревочные перила, на каких-то нет — надо просто быть очень внимательным.

Вокруг было много людей, иногда приходилось ждать, чтобы пройти. Встречались группы по 40 человек с двумя гидами. Вот представьте, каждая группа идет в своем темпе. Если вклинился между ними, обогнать уже будет трудно, а ждать, пока все пройдут, нельзя — замерзнешь.

Встретили в базовом лагере группу из Краснодара. Они попросили нас с ними сфотографироваться. Сказали, что им всегда было интересно, как выглядят люди в Сибири.

Трагичных случаев на Эльбрусе случается немного, а моментов, когда люди не доходят до вершины и возвращаются в лагерь, достаточно, особенно после 5000 метров из-за горной болезни. Во время нашего восхождения какой-то парень сорвался с перил, но сумел зацепиться ледорубом. Многие на маршруте теряют треккинговые палки, варежки, солнцезащитные очки. Ведь там много обледенелых участков, кроме тропы никуда не уйдешь. Поэтому, если вещь упала, то ее уже не достанешь.

Я боялась, что во время восхождения буду себя чувствовать как при акклиматизации. Но мне достаточно легко было идти. Один раз стало тяжело дышать, кислорода не хватало, но я старалась не паниковать, продолжала дышать ровно и все прошло. Многим из группы было тяжело: они останавливались после каждого шага. Кто-то даже хотел вернуться, но наши гиды отлично подбадривали, и дошли до вершины в итоге все.

Виктория на вершине Эльбруса
Виктория на вершине Эльбруса

Мы шли по южному склону мимо Приюта 11 (4130 метров) и скал Пастухова (4700 метров), которые названы в честь известного русского альпиниста Андрея Пастухова. Далее преодолели Седловину на высоте 5300 метров. Маршрут довольно простой. А вот, чтобы добраться до вершины, надо преодолеть крутой подъем.

На пути встретила несколько человек с горными лыжами. Они на них потом спустились с вершины Эльбруса. Отчаянные ребята. Ведь там есть достаточно крутые спуски.

Я первая из нашей группы поднялась. Там было невероятно красиво — дух захватывало от видов. Когда поднялась, почувствовала дикую усталость. И на тот момент не было ликования, только желание отдохнуть. Радость накрыла меня позже. На вершине было много народу, успела с многими пообщаться, пока ждала своих. Невероятная атмосфера.

На вершине были недолго: пофотографировались, перекусили и пошли вниз. Кстати, спускаться было непросто — колени поднывали. Было очень жарко и снег подтаял, образовались ручьи. Идти надо было аккуратно, чтобы не поскользнуться, но мы справились. До того, как испортилась погода, наша группа успела вернуться в Азау.

Поначалу все просто были довольны, не было ощущения, что буквально на днях спустились с высочайшей вершины России и Европы. Устали и вымотались. А когда вернулись в отель, эмоции захлестнули. Мы делились впечатлениями, пересматривали фотографии — бесценные воспоминания.

Сейчас некоторые участники нашей группы планируют на следующий год идти на пик Ленина. Я тоже задумалась, но теперь понимаю, что без серьезной подготовки даже думать об этом не стоит.

Беседовала Анастасия Маркова, IRK.ru

Фото Евгения Янущака и Виктории Хандаровой

Беседовала Анастасия Маркова, IRK.ru

  • Автандил Калашников 29 декабря 2020 в 14:47

    …"Встретили в базовом лагере группу из Краснодара. Они попросили нас с ними сфотографироваться. Сказали, что им всегда было интересно, как выглядят люди в Сибири"… У людей, в Краснодаре, с мозгами непорядок, или автор как-то не так выразилась?))))

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля