Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Зима популярнее лета». Иркутский туроператор рассказал о сезонах на Байкале

«Зима популярнее лета». Иркутский туроператор рассказал о сезонах на Байкале

Руководитель компании туроператора Станислав Леник рассказал об особенностях туристических сезонов на Байкале.

Станислав Евгеньевич, пандемия затронула все секторы экономики, насколько серьезно ограничения отразились на байкальском туризме?

— Первые ограничения в 2019-м выпали на межсезонье, когда на Байкале особо делать нечего. Зимний сезон уже закончился, а летний еще не начался. Летом 2020 года уровень туризма не восстановился, просев процентов на 50. Немногие соотечественники поехали на Байкал, возможно, надеялись, что быстро откроют теплую Турцию, возможно, по другим причинам. Определенный рывок произошел в зимний сезон 2021 года. Поехали так называемые инстатуристы фотографировать торосы, себя на фоне льда и так далее. В итоге, по моим подсчетам, сезон раза в два по количеству гостей превзошел до пандемийный 2019-й год. Полагаю, в этом году число туристов возрастет еще.

Если говорить про летний сезон, он начинается 1 мая и длится до 1 октября, то здесь, вероятно, падение. Не всем россиянам интересен летний Байкал, потому что это не пляжный отдых, скорее событийный, приключенческий. Подобное времяпрепровождение любят иностранцы, но неизвестно, откроют ли границы. Даже если откроют, то вряд ли сразу следует ожидать их наплыва. Зарубежные гости планируют поездки заранее, чаще всего за год. Отсюда и следует строить предварительные расчеты.

Зимние сезоны на Байкале стали популярными относительно недавно, помнится, базы работали преимущественно летом, а потом заколачивались на год. Что послужило переломным моментом?

— В турбизнес я пришел в 1995 году, тогда основной сезон длился с 15 июля по 15 августа. Именно в этот промежуток приезжало максимальное количество гостей. Сегодня в это сложно даже поверить. Примерно с 2006 года с появлением комфортабельных гостиниц на туристических локациях (туда, куда подходит автодорога), сезоны начался раздвигаться. Люди увидели, что Байкал интересен в июне, прекрасен в сентябре. Постепенно на повестке дня возникли зимние пейзажи, кстати, во многом благодаря соцсетям.

Незадолго до пандемии особый сегмент составляли китайские туристы. При этом неоднократно проскакивала информация, что они покупали путевки таким образом, что все деньги оставались в Поднебесной, а нашим туроператорам перепадали копейки. Возможна ли подобная схема?

— Китайцы появились у нас в 2015 году, следующие три года их количество росло в геометрической прогрессии. Сказать, что все деньги они оставляли у себя, наверное, будет неправильно. Да, они не всегда обращались к местным туроператорам, но давайте посчитаем. В стоимости любого тура гостиница, транспорт и питание составляют около 80%. Если китайский туроператор через подставных лиц, например, купил гостиницу на прибрежной территории, тогда, скорее, да, при том, что деньги ему платили «черным налом». Насколько мне известно, часть таких гостиниц во время пандемии были проданы. Что будет после пандемии, я не знаю. Очевидно, что необходимо определенное законодательство, не позволяющее утекать финансам за границу через подобные схемы. То есть нужен контроль. Китайский инвестор может вложить деньги в туротрасль, но надо заставить его платить соответствующие налоги, как это происходит во всем мире.

А чем был вызван такой неожиданный интерес китайцев к Байкалу?

— Соседи подвержены определенным трендам. То есть, многие считают, что надо увидеть Эйфелеву башню, Кремль, посмотреть на Статую Свободы и так далее. Благодаря соцсетям в этом списке появился Байкал, к которому у них особое отношение. Определенная часть китайцев считает Сибирь своей территорией, а Байкал называет Северным морем.

Внешне туриндустрия на Байкале развивается. В каждой бухточке стоят домики, приезжают машины, но это количественная сторона, а как обстоят дела с качеством?

— За последнее время номерной фонд байкальского туризма вырос в разы. Возьмём для сравнения год 2004-й. В Листвянке гостиница «Интурист» могла предложить 40 номеров, в Иркутске было не более 500 номеров, на Малом Море – только палатки, про Хужир мало кто даже слышал. Сейчас в Листвянке около полутора тысяч номеров, в Иркутске порядка пяти тысяч номеров, на Ольхоне — не менее полутора, порядка тысячи номеров на материковой части Малого Моря, плюс 150-200 в Байкальске, то есть рост очевиден. Подтягивается и инфраструктура.

При всей красоте отдых на Байкале достаточно дорогой. Есть туры, сопоставимые с поездкой во Вьетнам, Таиланд.

— На стоимость влияет масса факторов. Во-первых, от европейской части России мы расположены в тысячах километров, почти все, что продается – привозное. Зимой отели необходимо обогревать, загляните в любую страну со схожим климатом и удаленностью от центра. Возьмем Аляску. В среднем поясе Америки гостиница будет стоить 100 долларов, а на Аляске такой же номер обойдется в 250 – 300 долларов. Важно, что у туристов появился выбор.

Если откинуть в сторону финансы, чем отличается российский турист от зарубежного гостя?

— У европейского туриста в первую очередь в списке значится природа, этнография. Если за сутки до приезда лёд, к примеру, засыпало снегом, он будет восторгаться снегопадом. Для него это необычно, интересно, познавательно. На лед посмотреть он приедет в следующий раз. Они могут восторгаться вещами, которые наши порою просто не берут в голову – просторами, тишиной, свежим воздухом.

У определённой части соотечественников на первом месте обслуживание – питание и ночлег. Китайцам по большому счету всё равно, лишь бы картинка более-менее совпадала с той, что он видел в интернете. Во многом дело в менталитете.

А что в большинстве своём хотят посмотреть иностранцы?

— Просторы. Их интересуют наши необъятные просторы — это и зеленое море тайги, нескончаемая гладь Байкала, бесконечные степи, огромные железные дороги, в частности, наш нескончаемый Транссиб. Зарубежным гостям интересна этнография во всех ее проявлениях. Народы Сибири, образ жизни, национальные обычаи и традиции, способы выживания в непомерно суровом, на их взгляд, климате. Западноевропейскому туристу интересно все, что связано с репрессиями, ссылками. Когда людей насильно переселяли в Сибирь, где со временем они создавали культурную среду, причем не агрессивную, не деструктивную. Многие ведь полюбили наш суровый край и остались здесь. Посмотрите, сколько национальностей населяет Сибирь, сколько у нас конфессий, типов характеров, но при этом не наблюдается конфликтов, волнений, притеснений на какой-либо почве, потому что с веками выковалась новая народность – сибиряки.

Где помимо Байкала хотят побывать гости?

— В основном европейский турист, глядя на карту, пытается посетить как можно больше мест. После Байкала некоторые хотят быстро попасть, например, на БАМ, но при наших расстояниях быстро не получится никак. Восточнее Иркутска и Улан-Удэ туризма почти нет. Он есть на Дальнем Востоке Камчатке, Курилах, но это все не близко, поэтому гости вынуждены путешествовать локально. Польские туристы попросили разработать маршрут. Они хотели побывать на Байкале, а потом с остановками добраться по Ангаре до Братска и отправиться по ветке БАМа. Недавно возили большую группу московских многодетных семей в Аталанку и другие места, связанные с Валентином Распутиным. Именно там, на Ангаре находится продолжение нашего байкальского туризма.

В какую сторону от Байкала считаете необходимо развиваться?

— Если условно очертить Байкал радиусом, скажем, в тысячу километров, то окажется, что вокруг очень много любопытных нехоженых мест, которые, несомненно, интересны туристам, но маршруты не разработаны, не закольцованы, инфраструктуры слабенькая, не хватает кадров. Это и Баргузинская долина, территория севернее Байкала, безусловно, БАМ. Богат историей водный отрезок от Иркутска до Братска. Это все ждет своего освоения. Грамотно распаковав все локации, мы можем предложить более продолжительные туры, 15-20 и более дней по региону. А с учетом того, что сейчас один день с питанием и проживанием обходится в 10-12 тысяч рублей, умножьте на 15-20 дней. Все эти деньги турист оставил в регионе на транспорт, на гостиницы, сувениры, на гидов и питание. То есть Иркутская область способна зарабатывать не только продажей леса.

Судя по соцсетям, туроператоров у нас хоть отбавляй, гиды наперебой предлагают интереснейшие локации, незабываемые ракурсы и много других вкусняшек. Как это соотносится с твоим посылом о дефиците кадров?

— О, это очень интересная тема! С некоторых пор появились так называемые авторские туры. Что это такое и почему раньше на них не обращали внимание? Это такая прослойка энтузиастов, побывавшие в разных местах, которые начинают тащить в понравившееся место своих друзей, их знакомых за деньги. Данные путешественники, как правило, ведут активную жизнь в социальных сетях, имеют армию подписчиков. «Ребята, хотите увидеть неповторимый Байкал? Я все знаю, покажу интересные места, нехоженые бухты, знаю, где остановиться, кто нас довезет до интересующих объектов, договорюсь с гостиницей, питанием, короче, торопитесь». В отдыхе узкой компанией нет ничего дурного, противоестественного или противозаконного. Но появились ребята, которые смекнули, что можно легко заработать деньги, буквально не вставая с дивана, продавая, как раз авторские туры. Возникла даже прослойка инфоцыган, которые уже учат других зарабатывать на турах, не вставая с дивана. «Вот, ребята, красивая картинка, впихивайте пятидневный тур. Столько денег потратите на продвижение рекламы, вот шаблон по окучиванию клиентов, вот договор. Грамотно составленная мотивационная часть». В итоге Петя Вася, Коля в Москве, Уфе, Саратове платят по 50 тысяч рублей за семинар и через несколько дней в Сети появляется объявление «Авторский тур на Байкал. Позитивный интенсив за шесть дней! Прекрасный отдых с командой единомышленников! Количество мест ограничено!».

Находится клиент, желающий отдохнуть, ему говорят — переводите часть денег на карту, остальные — по факту. Дальше может вообще ничего не происходить. Мы знаем историю, когда выставили картинку известного комфортабельного судна на Байкале, люди заплатили деньги, а когда приехали, то им подогнали ржавый «тапочек» во главе с нетрезвым капитаном, ужасным бельем, отвратительной кухней. Когда люди начали возмущаться, что на фотографии был совсем другой корабль, им ответили, что картинка была для примера. Корабль есть? Есть! Продукты куплены. Плывите. Если туристы требуют корабль с картинки им заявляют, что если они разрывают договор в одностороннем порядке, то предоплата не возвращается. А она может составлять до 70%

Нередко предлагаемые условия имеют признаки возможного мошенничества, лазейки для неисполнения взятых на себя обязательств. Больший риск предоставления некачественного турпродукта. Подозрительно большая цепочка посредников, каждое звено которой норовит побольше отломить в свою пользу. Особенно когда оплачивается черной наличкой. Никакого отношения к туроператорам эти люди не имеют. Это частные лица, которые незаконной занимаются туроператорской деятельностью с признаками незаконного предпринимательства. Я стараюсь как могу предупредить людей – будьте внимательны! Я не боюсь конкуренции, но опасаюсь негативного вала о байкальском туризме в целом. «Нас не встретили! Нас обманули с деньгами! Нам показали не все, что обещали. Плохо кормили. Поселили в плохой гостинице». Даже без всякой конкретики. В целом сложится негативная картинка об отдыхе на Байкале.

Оригинальной фишкой является экспедиция за уходящим льдом. Как возникла идея организовать подобный тур?

— Случайно. Когда я еще только начинал заниматься вопросами водного туризма, тогда вообще не рассматривали навигацию по Байкалу раньше первого июля. В июне, когда сплошные туманы, вода холодная, местами плавают льдины и загорать еще рано, сопровождал группу ребят в Чивыркуйский залив. Сначала нас поразила выплывшая из тумана огромная льдина, на которой грелось много нерпы. Потом увидели на берегу медведей, слизывающих с камней ручейника. Местами уже цвел багульник, но у побережья ещё плавал лед. Так возникла идея собрать экспедицию и показать всю эту красоту.

В это время как раз начали публиковать ежедневные снимки из космоса, по ним я отслеживал как граница льда смещается с юга на север, определив оптимальное время выхода — 25 мая. Когда по югу можно пройти спокойно, а ближе к северу застать ледовые поля. Мы отважились, пошли и получили массу впечатлений. По сути, мы открыли весенний Байкал. Через год, в 2005-м, уже пошли тремя кораблями. Байкал вскрывается всегда по-разному. Один год мы не догнали лед, но в районе Ушканьих островов наткнулись на гигантский айсберг размеров с четырехэтажный дом! Природа его происхождения непонятна, но зрелище невероятное. Были ситуации, когда попадали в сплошное сало, шли по какой-то необычной субстанции – не по льду, и не по воде. Упирались и в сплошные льды. Весенний период весьма интересный, живописный, контрастный. Вот тут лежит снег, а здесь уже цветут цветы. Такого резкого природного контраста редко, где можно найти. Это как раз связано с природной инерцией Байкала. Невозможно описать все экспедиции, просто скажу, что за все время не было даже близко двух похожих. Каждый год, как в первый раз.

Борис Слепнёв, специально для IRK.ru
Фото автора

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля