Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «Клуб путешественников»

Вокруг озера Хубсугул за семь дней. Часть первая

IRK.ru публикует рассказ иркутянина Михаила Петрова о поездке в Монголию в трёх частях. В первой части — о смелом решении путешествовать с детьми, создании «Автонома-38» и пересечении границы.

Предисловие

Поехать в Монголию я собирался не раз, точнее, четыре года подряд, но по разным причинам поездка откладывалась. Цели были разные. Одни друзья, кто уже бывал на родине Чингисхана, звали на незабываемую рыбалку на огромного тайменя и бесчисленного ленка, другие говорили, что нужно непременно насладиться красотами первозданной природы и, конечно, побывать на берегах младшего брата Байкала – жемчужине Монголии озере Хубсугул. С каждым разом меня тянуло туда все сильнее, но какие-то непредвиденные обстоятельства не пускали в эту горно-степную страну, приходилось переносить поездку.

Первый раз я приехал в Монголию 9 февраля 2018 года с целью подняться на высшую точку Восточных Саян – гору Мунку-Сардык. Пробыли мы в стране несколько дней, но дальше подножия Мунку-Сардык и поселка Ханх не выдвигались. Понять и прочувствовать Монголию тогда не удалось, но я был очень рад, что она хотя бы пустила меня! Надежда на новую встречу не оставляла…

Глава 1. Цель

Начало лета. Ранним утром еду на работу. Звонок.

– Алло, Миша, здорово!
– Привет, Саня!
– Слушай, есть предложение. У меня давно уже зреет мечта обогнуть Хубсугул на квадроциклах. Поехали семьями. Какой год мечтаю об этой поездке. Ты как? Что думаешь?
– Хм, интересное предложение. А какие даты?
– Нужно ехать в середине июля, раньше или позже будет холодно.

Я, конечно, согласился, не раздумывая. Это было отличное предложение посетить страну бескрайних степей, лошадей и юрт. Да не просто посетить, а проехать по самым недоступным и отдаленным местам прекрасного озера, вдоволь налюбоваться рассветами и закатами, отвести душу на рыбалке. Это было то, о чем давно мечтал. Я загорелся поездкой, как пионерский костер.

Глава 2. Подготовка и технологичный кокпит

Началась подготовка к путешествию. В любом неизвестном походе всегда важен маршрут и его знание. Вот с него-то и началась подготовка к поездке. Из нашей команды маршрут никто не знал. Его пришлось вытаскивать из других квадросообществ: собрать совещание, пригласить человека, который по нему ездил и подробно расскажет нам, куда и как ехать, где стоянки, заправки, что с собой взять, поведает обо всех тонкостях и особенностях этого путешествия.

После продолжительного обсуждения карты Хубсугула и самого маршрута, мы между делом упомянули, что поедем с телегами, а так же возьмем жен и детей. Одна из телег будет грузопассажирская, в ней будут ехать некоторые наши участники. До сих пор помню его выражение лица! Он очень выразительно посмотрел на нас и с недоумением спросил: «Вы серьёзно? Вы что, психи?»

Он рассказал почему это плохая идея. Его аргументы встряхнули и привели в чувства. Мы крепко задумались на счет этой идеи. Его доводы заставили нас с большей ответственностью подойти к подготовке телег и тщательно проверить все технические узлы на них. А вот от мысли взять с собой детей не отказались, просто решили захватить больше нужной для них одежды – и будь что будет!

Маршрут теперь известен и понятен. Оставалась техническая часть подготовки.

Саша – идейный вдохновитель этой поездки, а также конструктор-изобретатель технического средства, без которого этот вояж был бы менее комфортным, а порой даже (при том количестве человек) вообще невозможным. Идею создания такого техсредства он вынашивал полгода. Проект, чертежи, запчасти… – все сам рисовал, собирал по крупицам, советовался с другими специалистами-Кулибиными из этой области.

Я этому устройству придумал название – грузопассажирская телега «Автоном-38». Шутя, с ребятами даже подумали создать новый бизнес-проект и начать серийное производство «Автонома».

«Автоном» представлял собой небольшую телегу, оборудованную двумя пассажирскими сиденьями от автобуса, на крыше – большая солнечная батарея, в «салоне» имелись розетки для зарядки телефонов и специальная сумочка, куда их класть, пока они заряжаются. За сиденьями – шкафчики для посуды, продуктов, газовой плитки.

Во время приготовления пищи шкафчики превращались в суперудобную рабочую поверхность для повара. Откидываясь, задний торец превращался в крышу, над рабочей поверхностью загорался яркий свет – и можно готовить в любое время суток и при любой погоде. Это было очень удобно.

С внешней стороны это изобретение имело две сантехнические трубы, которые использовались для перевозки спиннингов как тубусы, держатели для топора и лопаты, а еще зеркало, умывальник и приспособление для жидкого мыла. Подвеска была от запорожца.

За неделю до поездки Александр ночами не спал, работая над ее усовершенствованием у себя в гараже. Утром от него приходило множество фото и видео с инженерными новинками его детища. Хотелось побыстрее проверить «Автоном» в действии.

Чтобы отправиться в путешествие, пришлось стать изобретателями

Чтобы отправиться в путешествие, пришлось стать изобретателями

За несколько дней до отъезда мужская часть команды собралась в кафе для обсуждения итоговых организационных вопросов. В целом наша команда состояла из 14 человек: двоих детей (девочки 7 и 10 лет), двух девушек 17 и 19 лет, трех взрослых девушек и семи мужчин разного возраста, младшему из которых было 14.

Единиц техники получилось: 5 квадроциклов, 1 багги, телега «Автоном-38» и одна совсем маленькая тележка. Основной вопрос был уже в техническом инвентаре и бивуаке. Проговаривали и записывали, кто что берет, чтобы не было лишних или дублирующих вещей, так как багажа было много, а места на квадроциклах мало. Наконец все решили, обо всем договорились. Старт назначали на 15 июля 2018 года.

Глава 3. Выезд и ночевка в Мондах

За день до выезда закупили продукты и собрались на базе для укомплектования всех вещей на багги и квадроциклы, чтобы заранее быть уверенными, что все поместится и все взятое с собой действительно нам пригодится.

День отъезда. Светит солнышко, на небе ни облачка. Настроение у всех приподнятое, разговоры приправлены шутками-прибаутками и историями о путешествиях. Маршрут на машинах лежал до поселка Монды. На территории гостевого дома должны выгрузить наших внедорожных коней, переночевать, а утром на квадроциклах в полной готовности отправиться на границу с Монголией.

В Мондах расположились в местной гостинице. Главное здесь – большая парковка, где можно оставить на длительный срок машины с телегами, а в остальном нам было все равно, где и как ночевать. После решения всех бытовых вопросов принялись дружно накрывать импровизированный стол на улице. Моей задачей было приготовить шашлык.

Погода радовать перестала. Небо затянуло черными тучами, где-то на горизонте сверкнули первые молнии, раскат грома накрыл округу. Прогноз погоды, обещанный синоптиками на грядущую неделю, начинал сбываться. Ну что ж, дождь – это, конечно, минус, но не помеха!

Дождь хлынул как из ведра, заставив всех сбиться под крышей маленькой беседки. Самогонка разлита по рюмкам. Сочный шашлык, только что снятый с углей, отдавал свой жар прохладному, разряженному воздуху лета. Александр с присущими ему горящими глазами поднял первый тост за благополучное прохождение маршрута. Выпив, все поддержали его троекратным ура!

Это был прекрасный летний вечер, все находились в предвкушении путешествия и новых эмоций от встречи с прекрасным. Наблюдая за командой, мне казалось, что мы готовы были ехать хоть на край света, и это чувство согревало мне душу.

Удивительно, но нас приехали проводить наши друзья, преодолев 330 километров, – кто-то просто на вечер, а кто-то решил остаться на ночь. Этот поступок все оценили по достоинству. До поздней ночи мы пели песни под гитару, сидя рядом с «Автономом-38», который без устали освещал место застолья. Наш друг Алексей, прежде чем отправиться в обратный путь, вручил нам большой тент (примерно 6 на 4 метра) на случай дождя. Он был довольно увесистый, и мы долго не соглашались его брать, но все-таки взяли и, слава Богу, потом не пожалели об этом…

В 6.00 прозвенел будильник. Поспать удалось совсем немножко, примерно часа три. Далеко не сразу получилось всех растолкать. Первым делом приготовили завтрак и начали быстро собирать вещи, грузить и крепить их к квадроциклам. В 10 утра мы были на границе с Монголией.

Границу проходили пять часов. Очередь. Июль – самый активный туристический месяц в Монголии. Перед поселком Ханх нас встретил мой монгольский друг Баярхуу, у которого планировали пообедать и немножко отдохнуть. С этого места начинается отсчёт нашего путешествия. Заехали по пути в местный банк и обменяли российские деньги на монгольские и стали миллионерами. Женщина кассир отсчитала внушительную пачку денег и протянула нам, подобное я встречал только в Катманду.

Пока доехали от Монд до Ханха (а это примерно 30 километров), у квадроцикла Алексея отвалилась рама (если в двух словах, то рама оторвалась от крепления сиденья). Парни приступили к починке квадрика, а девчонки расстелили на земле карематы и уснули. Ремонтировались часа два. Потом спешно собрались и двинулись в путь по часовой стрелке вокруг Хубсугула. Баярхуу сказал, что правильно именно так, что тогда все монгольские духи будут нам благоволить.

На момент старта было часов пять вечера. Решили добраться до темноты и поставить лагерь.

Глава 4. Ночевка в бухте

Над Хубсугулом закатное солнце клонило к горизонту. Монгольская пыль поднимавшаяся столбом от наших колесных коней, покрывая собой абсолютно все, пробиралась даже под экипировку. Путь наш длился недолго, около двух часов. Увидев уютную бухточку, осмотрели ее и решили заночевать здесь.

Дружно начали ставить лагерь и налаживать быт. Часам к десяти все были готовы встретить первую монгольскую ночь. Погода стояла отличная, ни малейшего дуновения ветерка, лунная дорожка серебрила водную гладь. Под умиротворенное потрескивание поленьев говорили тосты, выпивали, шутили… Вдруг откуда-то из темноты выныривает Алексей, раздает всем по бенгальскому огню и с криком «поджигайте» быстро убегает к воде. Все в предвкушении чего-то радостного и с криками «ура» чокаются рюмками. Вдруг черный бархат монгольского неба озаряют залпы салюта!

Насладиться увиденным не успели: салют вдруг падает и начинает палить артиллерийскими залпами по лагерю. Девушки верещат, кто-то кричит «ложись». Совсем рядом со свистом проносится синий заряд, и я понимаю, что он летит прямиком в мою палатку… Взрыв, дым!..

Когда снаряды в предательском салюте закончились, все неспешно поднялись с земли, осмотрелись и, почесывая затылок, начали приходить в себя, осознавая, что произошло. Мы с женой первым делом побежали к своей палатке посмотреть, насколько сильно нанесен ущерб салютной гаубицей.

Над зияющей дырой в тамбуре свисали куски синей ткани, как будто ее драли дикие звери, так что теперь палатку можно и не застегивать. Внутри – едкий дым и запах пороха, надувной матрас предательски пробит. Но основные стены и крыша целые.

– Фу, – выдохнул я, – жить можно.

После того как осмотрели поле сражения и пришли в себя, всех участников «Битвы под Ханхом» накрыл безудержный смех с восстановлением событий в хронологическом порядке. Единственный, кому было не до смеха, так это Алексей. Он очень переживал, что нанес непоправимый урон моему «дому», впереди ведь еще семь ночей, а погода обещалась быть дождливой.

После была починка матраса и долгие посиделки у костра. Тема разговоров этого вечера была четко закреплена за вражеским салютом и не раз еще вызывала истеричный смех у участников похода. Слава Богу, обошлось без жертв и телесных повреждений.
Но бенгальские огоньки в ту ночь мы все же пожгли!

Проснулись около 11. Николай и второй Алексей убежали на рыбалку, на небольшую речушку шириной всего-то пару-тройку метров, и уже через час принесли с двадцатку добрых окуней, которых я с удовольствием приготовил. Обжарил их в манке, приправленной свежим лаймом, до хрустящей, зажаренной корочки… М-м-м… было очень вкусно.

Первый самостоятельный день проходил в весьма расслабленном темпе – никто никуда не торопился. Кто-то отлеживался после бурной ночи, кто-то просто сидел на берегу, любуясь бирюзовым горизонтом Хубсугула, кто-то бродил по округе. В итоге неспешно собрали лагерь и часам к трем выдвинулись по заданному маршруту.

Продолжение следует.

Михаил Петров, специально для IRK.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля