В иркутский прокат вышли «Охотники за сокровищами», пятый и наихудший фильм, поставленный Джорджем Клуни.
В середине Второй мировой войны Штаты с Великобританией наконец-то удосужились открыть второй фронт, и в тот же день американский искусствовед Фрэнк Стокс (Джордж Клуни) потерял покой. «Гибнут шедевры! Шедевры гибнут!» — длинно и нудно взывал он к президенту Рузвельту, демонстрируя тому слайды с произведениями искусства, пострадавшими от лап немецких оккупантов.
Рузвельт резонно попытался возразить, что прямо сейчас в огромном количестве гибнут люди, а это куда важнее. Но Стокс был не согласен с таким доводом и в конце концов добился разрешения собрать команду молодых искусствоведов да рвануть с ней в Европу. Целью кампании стало вернуть похищенные шедевры и защитить те, до которых фашисты еще не добрались. Набранных Стоксом «молодых искусствоведов» изображают «звездные мальчики» Мэтт Деймон, Билл Мюррей, Джон Гудман и Жан Дюжарден.
В качестве режиссера Джордж Клуни, кажется, работает по принципу «чем дальше в лес, тем больше дров». Сначала получалось неплохо, потом все хуже и хуже — и вот вам уже итог в виде «Охотников за сокровищами», одного из самых несуразных военных фильмов за всю историю кино.
Голливуд, впрочем, никогда и не умел по-настоящему снимать про Вторую мировую, ибо Америка в сравнении с СССР тамошнего пороха, считай, и не нюхала. Если про какую войну в Штатах и снимали лучше всех, так это, разумеется, про вьетнамскую — просто потому, что режиссеры других стран предпочитали не касаться сей грязной страницы американской истории.
О Второй мировой войне США за последние лет двадцать произвели два хороших фильма — спилберговское «Спасение рядового Райана» да тарантиновских «Бесславных ублюдков». Первый и сегодня выглядит невероятно сильным с технической точки зрения, достижения второго чисто художественные. В фильме же Клуни нет ни единого намека ни на то, ни на другое. Ни рыба ни мясо — вот что представляют собой «Охотники за сокровищами», и это еще максимально мягкая формулировка.
Как и всегда в подобных случаях, минусы этого фильма будут особенно очевидны для жителей нашей страны. Про войну нынче не умеют снимать и у нас, но всякий нормальный русский человек видел хотя бы несколько советских кинокартин о Великой Отечественной. Халтура в те времена почти не допускалась, а снимали про войну, начиная с рокового сорок первого, ежегодно.
На тему, которую избрал Клуни для своей нелепицы и небылицы, существует как минимум один прекрасный советский фильм. Это «Пять дней, пять ночей» 1960 года с музыкой Дмитрия Шостаковича и отменной актерской работой Всеволода Сафонова. Разумеется, там нет ни слова про то, что с советскими «трофейными бригадами» конкурировали американские искусствоведишки. А вот Клуни в своем опусе нагнетает: нам-де надлежит догнать и перегнать большевиков в деле возвращения шедевров в их исходные музеи. Тем более что эти красные вовсе не собираются ничего возвращать, а норовят захапать нетленные сокровища себе и запереть их в своем Эрмитаже! Что тут сказать, стыдно, гражданин Клуни, клепать подобные кляузы, очень стыдно.
Не удивительно, что все рецензии на этот фильм, которые только можно найти в Рунете, пестрят словом «увы» и различными производными от термина «идиот». О чем говорить, если даже Михаил Швыдкой, большой любитель поклеветать на советский строй, возмутился лентой Клуни и чуть ли не призвал запретить ее показ. Положим, запрещать-то не стоит, но за один только выбор режиссером физиономии на эпизодическую роль советского офицера впору дружно бойкотировать этот фильм всей Россией.
Вряд ли клунинское произведение хорошо примут хоть где-либо в мире. Ведь оно никуда не годится даже в качестве чисто приключенческого фильма. «Охотники за сокровищами» — это хуже «Охотников на гангстеров», хуже «Охотников на ведьм» и даже хуже «Утомленных солнцем». Короче, хуже не бывает (если не считать «Сталинград» Бондарчука, превзойти который уж поистине невозможно).
Понятно, что режиссеру Джорджу Клуни не у кого было учиться снимать подобные фильмы. В «Охотниках», впрочем, намечено жалкое подражание «Бесславным ублюдкам», даром что доказано, что подделываться под великолепного Квентина бесполезно. Если же Клуни хотел снять именно реалистическую, но вместе с тем приключенческую, занимательную историю, почему он не обратил внимания хотя бы на не такую уж давнюю «Черную книгу» Пола Верховена? В этом сугубо европейском колоссе не снялась ни одна звезда, однако фильм вышел роскошным как раз в плане проголливудского закрученного зрелища. У Клуни же в кадре — толпа знаменитостей, а толку нет.
«Охотники за сокровищами» лишний раз подтверждают давно известную истину: нет великих актеров, но есть могучие режиссеры, умеющие преподнести их как великих. А Клуни и актер-то не самый выдающийся. Что уж говорить об его режиссерских способностях? Неужели он не видит, что даже Кейт Бланшетт именно в этом его фильме исполнила едва ли не худшую свою роль? Учитывая это обстоятельство, сочувствия на то, чтоб пожалеть остальной актерский состав «Охотников», уже не остается.
В общем, перед нами не более чем очередные «Одиннадцать друзей Оушена», однако убогие на этот раз не только в художественном, но и в идеологическом смысле. Никогда еще мистер Клуни не выглядел столь глупо, даже в комедиях братьев Коэнов. Здесь он именно глуп, если не придурковат — и как актер, и уж тем более как режиссер. Бедняга, а ведь после самых первых самостоятельных постановок его сгоряча приняли за большущего умника. Не иначе как перехвалили, сглазили. И теперь, видимо, начнут причитать противоположное: мол, не гонялся бы ты, Джордж, за режиссурой.
Посмотреть расписание фильма «Охотники за сокровищами» в кинотеатрах Иркутска вы можете здесь.