Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

около 5 минут на чтение 48 комментариев
Спасение утопающих -- дело рук самих утопающих

В иркутский прокат вышел фильм «Ной» — библейский блокбастер, в котором очень много воды.

И было так: увидел Господь, как много на Земле зла от людей, и пожалел, что сотворил человека. И решил обрушить на землю дождь, коему литься надлежало сорок дней и сорок ночей.

Только примечательный шестисотлетний праведник Ной (Рассел Кроу) нашел милость у Бога. И построил тот Ной великий ковчег и взял с собой туда по паре от всякой твари, а кроме того, свою жену (Дженнифер Коннелли), детей и сиротку Илу (Эмма Уотсон), которую назвал своей нареченной старший сын Ноя Сим (Дуглас Бут). И через многие тысячи лет после тех событий режиссер Даррен Аронофски открыл нам неизвестные ранее факты: оказывается, Ной до последнего сомневался в том, что Богу действительно было угодно продолжение рода человеческого.

Кадр из фильма «Ной». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Ной». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Можете облачаться в траур, господа киноманы: выдающийся американский режиссер Даррен Аронофски снял свой первый по-настоящему плохой фильм. То есть не сомнительный, как, например, его же «Фонтан», а именно скверный. И это после блистательного «Черного лебедя»!

Конечно, Аронофски и до «Ноя» тяготел к скулосводящей серьезности, патетическим иеремиадам и запинающейся эзотерике. Но нигде ранее он не позволял всему этому сойтись в одном произведении, да еще в таких масштабах. Видно, не давали Даррену покоя золотые пальмовые лавры другого глубоко религиозного гиганта кинематографической мысли — Терренса Малика с его «Древом жизни».

Кадр из фильма «Ной». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Ной». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Казалось, что Аронофски подойдет к славному жанру пеплум (фильмы на античные или библейские темы) поуважительнее, чем создатели дилогии «300 спартанцев». Хотя следовало насторожиться еще тогда, когда стало известно, что в основу «Ноя», как и «Спартанцев», положен бумажный комикс. Конечно, в данном случае автор этого комикса — сам режиссер, но это сути не меняет. Комикс — он и в Араратских горах комикс.

Искусственность и игрушечность фильма усугубила еще и тотальная компьютеризация, которой он подвергся. С какой-то непонятной гордостью авторы хвалились, что в их блокбастере вы не увидите ни одного всамделишного животного — все нарисованные. Впрочем, зоологическая составляющая этого фильма вообще провисает: на далекого от совершенства тигра в «Жизни Пи» и то было интересней смотреть, чем на всех здешних зверушек, вместе взятых.

Кадр из фильма «Ной». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Ной». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Ной» — не столько фильм, сколько полуфабрикат для какого-то будущего фильма (возможно, даже хорошего, хотя вряд ли). Фильм производит впечатление даже не типового блокбастера, а какого-то двухчасового блокбастерного сырья. Давно превратившийся в самопародию, Рассел Кроу только подчеркивает вопиющую вторичность этой махины, помноженную на ее обескураживающую недоделанность. Зацепиться тут не за что, особенно поклоннику предыдущих работ Аронофски.

Актеры? Ну да, Энтони Хопкинс (небольшая роль почтенного дедушки), как и везде, крайне силен, а Эмма Уотсон, как и всегда, очень мила. Насчет всех остальных лучше промолчать.

Спецэффекты? Размах? Зрелищность? Ну что вы, ради таких презренных целей Аронофски не станет снимать даже с миллиардом в кармане, не то что со 100 миллионами. Даррен преследует здесь несколько иные интересы (какие именно, ответить затрудняемся, но хочется верить, что не одни только денежные).

Так что охотникам до несравненных визуальных красот можно не беспокоиться. Разумеется, «Ной» — это красивый фильм. Но не красивее цветных иллюстраций из дорогого издания Библии, предназначенного для детей. А Всемирный Потоп, аналогичный здешнему, мы уже видели в десятке поделок вроде опуса «2012».

Кадр из фильма «Ной». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Ной». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Словом, разыскивать в фильме «Ной» достоинства — это как исследовать стог сена на предмет иголки, причем в отсутствие всякого магнита. Чуть ли не единственный момент, на котором можно с чистой совестью одобрительно хмыкнуть — это вставной ролик, изобретательно иллюстрирующий краткое содержание первых глав Ветхого Завета.

Все остальное время, отданное просмотру фильма, смело можно посвятить блаженным воспоминаниям, например, о «Титанике» Джеймса Камерона. Вот кому следовало бы взяться за монументальную притчу о ковчеге! А в исполнении Аронофски данная история превратилась в скучнейшее апокалиптическое фэнтези. Затянутое, претенциозное, самодовольное, тоскливое.

В авторском кинематографе все эти нелестные черты парадоксально превращаются в плюсы. В массовом кино — никогда. Прямо вам заявим, Даррен, не ваше это дело — на ковчеге море-окиян рассекать.

Кадр из фильма «Ной». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Ной». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Что тут добавить еще? Аронофски явно поспешил записаться в спилберги. Лучше бы снимал дальше свои восхитительные, сумасшедшие и дешево стоящие фильмы про наркоманов, рестлеров и черных лебедей. Увы, дядя, видимо, решил подзаработать. И мы, строгие и требовательные эстеты, его для себя потеряли. Однако если «Ной» вдруг повсеместно провалится в прокате, Даррен снова станет таким, каким был прежде. Поэтому нам всем сейчас не грех будет дружно воскликнуть: да чтоб ты провалился, «Ной»!

Посмотреть расписание сеансов фильма «Ной» в кинотеатрах Иркутска вы можете в нашей киноафише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20140331/noah/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля