Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Как мы пишем вдвоем

около 6 минут на чтение 2 комментария
Как мы пишем вдвоем

В иркутский прокат вышел прелестный фильм Тима Бертона «Большие глаза» (12+), реальная ретро-история про аферу супругов-художников.

В конце 1950-х американская домохозяйка Маргарет Улбрих (Эми Адамс) совершает довольно неслыханный для того времени шаг — без предупреждения уходит от нелюбимого мужа, прихватив с собой дочку и переселившись в другой город. Между тем, зарабатывать Маргарет не умеет. Зато она обладает диковинным талантом броско рисовать умильных детишек с огромными печальными глазами, предвосхищающими стилистику японского аниме.

На почве любви к живописи Маргарет знакомится с пейзажистом-урбанистом Уолтером Кином (Кристоф Вальц), без всяких на то оснований мечтающим о славе. Слава все-таки придет к Кину, но совсем не оттуда, откуда он рассчитывал. Спустя какое-то время после того, как Маргарет по взаимной любви выходит за Уолтера замуж, ее большеглазые дети неожиданно становятся очень популярны. Не без колебаний Маргарет соглашается с тем, что приписывать себе авторство этих картинок должен Уолтер, поскольку общество еще не доросло до того, чтобы принять всерьез художника-женщину.

Кадр из фильма «Большие глаза». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Большие глаза». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Современному человеку достаточно одного взгляда на любую картину изрядно подзабытой к сегодняшнему дню Маргарет Кин, чтобы тотчас задаться вопросом, а не кадр ли это из мультфильма Тима Бертона. После «Больших глаз» имена супругов Кин снова у всех на слуху, и ни у кого уже не остается сомнений, что экранизировать их невероятную историю должен был именно Тим Бертон. Странно только одно: как это он, Бертон, смог так долго терпеть, прежде чем взяться за постановку этого фильма?

Как бы то ни было, ожидания оправдались на «все сто». «Большие глаза», несомненно, один из лучших фильмов Тима Бертона наряду с «Эдом Вудом» — еще одной трогательной историей про странного творца. У этих двух фильмов вообще много общего: над ними работал один и тот же дуэт сценаристов, оба погружают зрителя в специально стилизованную эпоху 50-х. Наконец, только эти две картины в творчестве Бертона не просто лишены каких-либо фантастических мотивов, но и основаны на реальных событиях.

Кадр из фильма «Большие глаза». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Большие глаза». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Велик соблазн заподозрить, что в Бертоне погиб великий кинобиограф, но это, конечно, не так. Думается, байопик про Мэрилин Монро или Элвиса Пресли у Тима попросту бы не получился. Его творческому методу подходят именно личности, тесно связанные с основным кругом бертоновских интересов.

Таков Эд Вуд, признанный наихудшим режиссером в истории кинематографа и благодаря Бертону обретший посмертную культовость. Разумеется, Эд привлек Тима не рекордно низким качеством своей продукции, тем более что бывали (да и до сих пор есть) режиссеры куда хуже. Просто сама тематика вудовских фильмов необычайно близка Бертону. Пламенная любовь к вурдалакам, инопланетянам, фрикам да чудищам и объединила двух режиссеров, таких разных по уровню таланта, но таких похожих по искренности, непосредственности и чудаковатости.

Картины Кин — тот же случай: возможно, Бертон действительно еще выпустит мультфильм о приключениях большеглазых девочек в готической стране всеобщей печали. Но случай с Кинами все-таки куда более сложный, чем с Эдом Вудом.

Кадр из фильма «Большие глаза». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Большие глаза». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Сама по себе живопись Маргарет — феномен поп-культуры полувековой давности. Однако афера, которую провернул Уолтер Кин, едва ли не затмевает собой все, что сделала его супруга. Поэтому истинным героем фильма допустимо считать как раз экзальтированного плагиатора, воплощенного Кристофом Вальцем, нежели тишайшую художницу в нежном исполнении Эми Адамс.

При этом актерский дуэт в фильме абсолютно равноценный. «Большие глаза» — редчайший случай настолько удачного и точного кастинга, что, кажется, замена любого из двух ведущих артистов обернулась бы гибелью всей картины.

Тим Бертон, пожалуй, оказался первым режиссером после Тарантино, который открыл новые возможности в невероятно одаренном Кристофе Вальце. Оказывается, все, что для этого требовалось, это просто дать в партнерши Вальцу ничуть не уступающую ему актрису. И вот мы уже видим, что как он (с безупречной подачи Эми Адамс) умеет быть и благородным романтиком, и заботливым мужем, и лютым женоненавистником. На эту пару можно было бы смотреть бесконечно, где бы они ни играли вместе. А ведь тут еще и сама история грандиозная, куда более захватывающая, чем любой вымышленный детектив.

Кадр из фильма «Большие глаза». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Большие глаза». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В каком-то смысле «Большие глаза» можно рассматривать еще и как типично американскую историю успеха. Она, понятно, далеко не столь монументальна, как, например, «Волк с Уолл-стрит», но зато в ней разлита типично бертоновская насмешка. Скорсезе тоже ироничен, но про Кинов он вряд ли стал бы снимать. А Бертона нипочем не привлек бы брокер Белфорт (как, впрочем, и артист Леонардо Ди Каприо).

Ирония «Больших глаз» имеет отчетливо выраженный антифеминистический характер. Это ведь никакая не история «женщины, которая сделала себя сама», а как раз наоборот — повествование о даме, всем своим успехом обязанной мужу-аферисту.

Недавно расставшийся со своей суперзвездной пассией Хеленой Бонэм-Картер, Бертон в «Больших глазах» довольно цинично прохаживается по самому институту брака. Но этим дело не ограничивается: режиссер дерзнул замахнуться еще и на христианскую церковь, пусть не настолько же явно. Ведь как раз советы священника насчет того, что надо слушаться мужа, надолго отсрочивают вступление Маргарет на путь справедливости. И лишь когда художница находит в себе силы покинуть постепенно превращающегося в чудовище Уолтера и становится свидетельницей Иеговы, правда торжествует. Именно не допускающие ложь ни в каком виде сектанты-иеговисты толкают Маргарет Кин на первый мужественный поступок в ее жизни.

Что ж, в Бертоне всегда чувствовался незаурядный сатирический дар (особенно пышным цветом расцветший в ленте «Марс атакует!»). В «Больших глазах» присутствует и эта, и все прочие привычные черты бертоновского стиля. Просто в данном случае их не всегда можно разглядеть сразу. Так, вся хрестоматийная «готика» Бертона полностью растворилась здесь в картинах главной героини. Единственное же, чего здесь точно нет, так это Джонни Деппа. Но оно, пожалуй, и к лучшему.

Смотрите расписание фильма «Большие глаза» в нашей киноафише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150119/eyes/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля