Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Меч короля Артура»: чем удивил Гай Ричи?

около 6 минут на чтение 25 комментариев
"Меч короля Артура": чем удивил Гай Ричи?

В прокат вышел фильм «Меч короля Артура» — фэнтези на основе британских легенд, снятое раскрученным англичанином Гаем Ричи.

В средневековом Лондиниуме совершается государственный переворот. Отвратительный Вортигерн (Джуд Лоу) убивает своего брата — короля Утера (Эрик Бана) и занимает его трон. Сыну Утера удаётся спастись.

Законный наследник престола, напрочь забывший о своём происхождении, воспитывается в борделе — и закономерным образом вырастает в сутенёра. Тем временем на поверхность из воды выходит королевский меч Экскалибур, намертво воткнутый в камень. Вытащить его может только истинный король. Выросший в богатыря Артур (Чарли Ханнам) вскоре узнает, что ему уготовано великое дело — восстановить справедливость на государственном уровне и стать во главе Англии.

Артур узнаёт, что ему предстоит восстановить справедливость в Англии. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Артур узнаёт, что ему предстоит восстановить справедливость в Англии. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Меч короля Артура» — девятая (и уже четвёртая американская) кинокартина англичанина Гая Ричи, чрезвычайно переоцененной посредственности, в своё время взлетевшей на волне повального успеха «тарантиновщины». Но если ранние фильмы подражателя самую малость выделялись своей «британскостью», то с тех пор, как Ричи переехал в Голливуд, его творчество перестало отличаться от основного потока комиксового китча.

В «Мече», очередной адаптации мифов древней Англии, Ричи демонстрирует свои излюбленные мотивчики, приёмчики, шуточки и уловки. Так что в каком-то смысле эта работа выглядит продолжением дилогии «Шерлок Холмс». Там Ричи перекраивал на свой лад национальный детективный эпос. В «Мече короля Артура» он препарирует национальные предания, но результат один и тот же.

Чувствуется, что для Гая нет особой разницы между викторианским веком и эпохой рыцарей Круглого стола. Ричи ведь важны не истории, не артисты, даже не трюки, а несколько его приевшихся коньков, без которых наш режиссёр не способен обходиться. Плоский юмор, пошловатый стиль, дешёвый шик… И как следствие — смертная скука.

«Плохого парня» в фильме играет Джуд Лоу. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
«Плохого парня» в фильме играет Джуд Лоу. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В последние годы имя Гая Ричи прочно ассоциируется именно с фильмами о Шерлоке Холмсе. О дебютной же работе режиссёра «Карты, деньги, два ствола» на Западе, кажется, давно забыли, как о мимолётном забавном курьёзе. В России, однако, первые фильмы Ричи до сих пор слывут ещё более культовыми, чем «оригинальные» Тарантиновские, и от каждой новой работы Гая у нас по инерции ждут чего-то особенного.

Что ж, «Меч короля Артура» способен разочаровать даже российских адептов творчества англичанина. Это если и не самый худший, то уж точно самый утомительный фильм Ричи. Почерк Гая, конечно, опознаётся, но далеко не в каждой сцене. Раньше режиссёр не был так скромен — он всегда обожал выпячивать себя, и именно это удавалось ему лучше всего на свете. В «Мече» же авторское самолюбование в дефиците. Что прежде всего скучно, поскольку Ричи почти нечего предложить нам взамен.

Кадр из фильма «Меч короля Артура». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Меч короля Артура». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

И на такой прискорбный лад кино настраивает зрителя с первых же кадров. Здешний десятиминутный пролог с гигантоманским экшеном, страдальческими позами актёров и пафосной музыкой неотличим от стилистики недавней «Великой стены», заслуженно провалившейся в прокате.

Впрочем, сразу после начальных титров Ричи как будто просыпается и щедро сыплет всеми своими вышеупомянутыми приёмами. Взросление Артура показано за несколько минут в формате стильного клипа: эту бессловесную нарезку, озвученную современным битом, можно назвать лучшим эпизодом во всей картине. Потом Гай покажет ещё пару сцен с забавными диалогами в духе «Большого куша» и на этом успокоится.

Во второй половине картины из неё на глазах будут исчезать и юмор, и отсылки к современности, и специфический монтаж. От многих эпизодов остаётся ощущение, что точно так же их поставил бы любой голливудский середняк, которому дали «партийное задание» по-быстрому сварганить блокбастер про Средневековье.

Дольше всего Ричи удаётся играть на вербальном поле. Диалоги максимально приближены к нынешнему времени: нет никаких архаизмов, зато обильно используется сленг — по крайней мере в нашем дубляже.

Кадр из фильма «Меч короля Артура». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Меч короля Артура». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Другое «нововведение» Гая в канонический жанр в буквальном смысле слова бросается в глаза. В экшен-сценах неимоверно трясётся ручная камера, обычно имитирующая в кино так называемый репортёрский стиль. Вопрос «О каком репортёрстве может идти речь в фильме про Средневековье?» может возникнуть лишь у того, кто совершенно не знаком с кинематографом текущего века.

К 2017 году это знает всякий: если изображение скачет козлом, значит, режиссёр с оператором активно экономят на бюджете. Ибо один пристойный кадр, снятый статичной камерой, эквивалентен по стоимости доброй сотне метров бессмысленно прыгающего наполнения, в котором сам чёрт ничего не разберёт. Зато этим якобы усугубляется «эффект присутствия».

Кадр из фильма «Меч короля Артура». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Меч короля Артура». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Излишне говорить, что кумир Ричи Тарантино никогда бы не снял такой фильм. Хотя и «Шерлока Холмса», и «Агентов А.Н.К.Л.» ничуть не легче представить в исполнении Квентина, чем «Меч короля Артура». Тем не менее Гай и здесь не отступает от своей доктрины к месту и не к месту цитировать шедевры великого современника. Так, садистский герой Джуда Лоу в одной сцене отрезает у своего несчастного пленника ухо — ровно так же, как Майкл Мэдсен в общеизвестном эпизоде из «Бешеных псов».

В целом новый фильм Ричи смотрится любопытнее блокбастера «Король Артур», в 2004 году снятого Антуаном Фукуа. Однако рядом с киноклассикой прошлого века (и диснеевским мультфильмом «Меч в камне», и замечательной голливудской сказкой «Экскалибур») картина Ричи выглядит так же жалко, как экранизация «Варкрафта» в сравнении с «Властелином колец» Питера Джексона.

Расписание сеансов фильма «Меч короля Артура» смотрите в киноафише IRK.ru.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20170515/arthur/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля