Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Дюна: Часть вторая»: холодное солнце пустыни

около 6 минут на чтение 4 комментария
"Дюна: Часть вторая": холодное солнце пустыни

В 2021 году Дени Вильнёв представил фильм «Дюна», снятый по роману Фрэнка Герберта. Режиссёр пошёл на смелый шаг и разделил огромную историю о борьбе за пустыню Арракис на две части, сделав первую прологом к основному противостоянию. Каким же получился второй фильм?

Первый фильм обвиняли в затянутости и отсутствии серьёзных, влияющих на историю событий. Тем не менее, впечатляющий визуал, прекрасная стилистика и грамотная постановка сначала позволили «Дюне» заработать хорошую кассу, а потом взять шесть «технических» наград на Оскаре.

Выход второй части немного затянулся из-за забастовок сценаристов и актёров, но в 2024 году, наконец, увидел свет.

История молодого Пола Атрейдеса продолжилась в 2024 году.
История молодого Пола Атрейдеса продолжилась в 2024 году.

Сюжет стартует практически с того же места, где остановился в прошлом фильме. После вероломного предательства дома Харконненов, тайно поддержанного императором Шаддамом IV, дом Атрейдес практически уничтожен. Выживают только сын герцога Пол (Тимоти Шаламе) и его мать — леди Джессика (Ребекка Фергюсон), последовательница древнего таинственного ордена Бене Гессерит.

Выжившие находят убежище у племени фрименов — коренных жителей планеты Арракис. Фримены принимают Пола за Лисана аль-Гаиба — предсказанного мессию, способного сделать Арракис цветущим раем.

Сам Пол не хочет принимать на себя обязанности мессии, опасаясь Священной войны и множества жертв. И пока леди Джессика раздувает религиозный фанатизм, Пол обучается воинскому мастерству, завоёвывает уважение соратников, а также завязывает отношения с молодой фрименкой Чани (Зендея), скептически относящейся к пророчеству об Избранном.

Однако прибытие на Арракис безжалостного Фейд-Рауты Харконнена (Остин Батлер) ставит молодого герцога перед сложным выбором.

Прибытие на Арракис безжалостного Фейд-Рауты Харконнена ставит Пола перед сложным выбором.
Прибытие на Арракис безжалостного Фейд-Рауты Харконнена ставит Пола перед сложным выбором.

Вопрос, помогло ли Дени Вильнëву разделение истории на две части охватить больше событий из книги, остаётся открытым. С одной стороны, первая часть позволила зрителю познакомиться с миром Дюны, его ключевыми действующими лицами, оценить расстановку сил и мотивацию персонажей. С другой, неспешность повествования могли навести скуку.

Новый же фильм насыщен действием. Ключевые события идут одно за одним, битвы в песках сменяются философскими размышлениями и религиозными спорами, чтобы потом снова перейти в экшен.

В итоге ради того, чтобы вместить в себя весь оставшийся сюжетный пласт книги, второй части приходится многим жертвовать. Вся история строится вокруг становления Пола Атрейдеса как Избранного и его душевных терзаний по поводу предназначения, судьбы и свободы воли.

Также большое внимание уделяется отношениям Пола с Чани и её мыслям и чувствам. Она — единственная, кто видит в Поле обычного человека, а не мифического освободителя.

Чани — единственная, кто видит в Поле обычного человека, а не мифического освободителя.
Чани — единственная, кто видит в Поле обычного человека, а не мифического освободителя.

Остальным персонажам экранное время выдали по остаточному принципу. Поэтому многие сюжетные арки сделаны впопыхах, обозначены номинально и имеют скомканные начало и конец.

Особенно досталось императору Шаддаму (Кристофер Уокен), который бродит в растерянности, как будто не знает, где он и что должен делать, а также его дочери — принцессе Ирулан (Флоренс Пью), которая мечется от одной стороны к другой.

И так не только с персонажами, но и с общим развитием истории. Пол буквально всему учится с первого раза. Как тут не поверить в божественного мессию? Стоит поставить проблему в одной сцене, как в следующей она уже решена, хотя была трудновыполнимой и смертельно опасной.

Большинству персонажей экранное время выдали по остаточному принципу.
Большинству персонажей экранное время выдали по остаточному принципу.

В какой-то момент с экрана начинает лететь концентрированный поток событий, приправленных густой местной мифологией. И неподготовленному зрителю, не читавшему книгу, возможно, будет трудно разобраться, что происходит. Чем отличается Квисац Хадерач от Лисан аль-Гаиба? А Лисан аль-Гаиб и Махди — это одно и то же?

Несмотря на ограниченный хронометраж, первый час фильма Дени Вильнёв снимает в своей излюбленной неторопливой манере. Лучше бы уделил внимание новым персонажам, чем очередному созерцанию песчаных дюн…

Впрочем, художественное исполнение фильма всё так же прекрасно! Например, Гьеди Прайм — родная планета Харконненов. Чёрно-белая нефтяная вакханалия, как будто из «Прометея» Ридли Скотта. Только там, где Скотт только обозначал подобную стилистику, Вильнёв окунается в неё с головой. Тут даже фейерверки выглядят как масляные пятна на воде, а контраст света и тени создаёт впечатляющий монохромный визуальный ряд.

Другое дело, что за этой впечатляющей картинкой как будто не стоит эмоциональной составляющей. Персонажи появляются, исчезают, проговаривают свои реплики, сюжет закручивается в тугой узел интриг, но эмоционально вовлечься в происходящее не получается.

Что бы ни делали герои, какие бы события ни происходили, сопереживать им трудно. Возможно, это из-за интуитивно понятной концовки, к которой всё шло, а может, из-за линейного повествования, развивающегося весьма закономерно.

Как будто всей этой красочной пустыне, залитой ярким солнцем, не хватает какого-то тепла. Есть ощущение, что отстраненная, «холодная» манера съёмки Дени Вильнëва держит зрителя на расстоянии от персонажей и не позволяет прочувствовать их переживания и проблемы. А концовка снова подводит нас к тому, что основное действие истории — в следующем фильме.

Манера съёмки Дени Вильнëва держит зрителя на расстоянии от персонажей.
Манера съёмки Дени Вильнëва держит зрителя на расстоянии от персонажей.

Режиссёр не настолько бестактен, чтобы в конце писать «To be continued…*», оставляя зрителя в недоумении перед клиффхэнгером (неожиданным поворотом перед финалом). Но сразу понятно, что продолжение будет.

Студия больше лукаво, чем серьёзно заявляла о том, что от успеха фильма зависит, появится ли следующая часть. Успех картине уже был обеспечен, что выражается не только в восторженных отзывах, но и в денежном эквиваленте.

Как бы то ни было, дилогия «Дюна» стала одним из самых заметных и мощных событий не только в фантастике, но и в кинематографе. Настолько красивые, интригующие, смелые проекты появляются далеко не каждый год. Эпичная сага о Поле Атрейдесе завораживает своим масштабом и проработкой, и третий фильм, который, вероятнее всего, появится через несколько лет, может окончательно поставить «Дюну» наравне со «Звёздными войнами» и «Властелином колец».

*Продолжение следует

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20240320/dune/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля