По сравнению с данными 2007 года, показатель снизился на 10 %. Впервые за 6 лет произошло снижение количества обращений. Специалисты связывают это с ослаблением «потребительского бума», который был зафиксирован в конце 2007 года. В условиях экономического кризиса люди стали совершать меньше покупок, реже пользоваться услугами и кредитами. Как следствие, сократилось и количество жалоб. В 2008 году самой распространенной причиной обращений горожан в отдел по защите прав потребителей стало приобретение некачественных товаров.
В последнее время в отдел по защите прав потребителей поступает много жалоб от людей, которые внесли аванс за услугу бытового подряда, например, изготовление мебели или пластиковых окон, однако услуга не была оказана, деньги не возвращены. Более того, случается, что исчезают и сами подрядчики. Также горожане жалуются на недобросовестные банки, требующие штраф за якобы просроченную выплату кредита, когда он погашен 1—2 года назад. Чтобы застраховать себя от подобных неприятностей, отдел по защите прав потребителей рекомендует хранить все платежные документы не менее 3 лет. Среди поводов для обращений также отмечены повышение рядом банков ставок по ранее выданным кредитам или ввод комиссии за снятие денег со счета.
Чтобы оградить иркутян от некачественного обслуживания, сотрудники отдела предлагают создать в городе электронную инфотеку, в которой содержалась бы обобщенная информация по различным направлениям товаров и услуг. Такая система давно успешно действует в европейских странах и некоторых городах России.
Отдел по защите прав потребителей напоминает, что потребителям необходимо быть очень внимательными, вкладывая во что-то свои деньги. Вся информация о неблагонадежных или хорошо зарекомендовавших себя фирмах есть в отделах по защите прав потребителей.
