
Самолет МС-21. Фото ПАО «ОАК»
Отечественный лайнер МС-21-300 стал первым узкофюзеляжным самолетом, который оснастят системой электроснабжения нового поколения. От этой системы зависят практически все остальные, сообщает пресс-служба ПАО «ОАК».
Изначально СЭС для этого самолета разрабатывали за рубежом по техническому заданию корпорации «Иркут» (сейчас «Яковлев»). После введения санкций иностранные поставщики вышли из проекта. С 2022 года основную часть работ вела российская компания ОКБ «Аэрокосмические системы» (АКС) корпорации «Промтех».
Новая система функционально безопасна. Ее электронные блоки постоянно контролируют работу всех основных компонентов. На самолете имеется несколько источников электроэнергии, при отказе элементов новая СЭС будет автоматически переключаться на альтернативные.
Виталий Нарышкин, главный конструктор самолета МС-21:
— Важно, что мы заменили сложнейшую систему электроснабжения, от которой зависит работа всех остальных систем лайнера. Система новая, у нас в стране таких еще никто и никогда не делал. СЭС МС-21 отличается от всех других отечественных самолетов и многих западных, кроме самых последних, тем, что может выполнять самодиагностику и реконфигурироваться при отказах.
Модернизированная система распределения электроэнергии лайнера МС-21 может оценивать поведение потребителей и состояние защитных цепей. В случае неполадок СЭС способна отключить проблемного потребителя от источников электроэнергии. Данные о состоянии компонентов системы передаются пилоту. Эта информация позволит сократить время восстановления исправности самолета и провести исследование работы СЭС.
Работа над системой продолжается. Ее окончательный вариант смонтируют на самолете МС-21-310 с заводским номером 0013.
В апреле 2025 года лайнер МС-21 с российскими двигателями ПД-14 совершил первый полет над Иркутском. Экипаж успешно выполнил испытания. Программу испытаний МС-21 намерены закрыть до лета 2026 года. После тестов в Иркутске самолет перелетел на аэродром в Жуковском. Там же в июне стартовали сертификационные испытания, протестировали радиосвязное оборудование. Кроме того, МС-21 оснастили отечественными креслами, багажными полками и гардеробными. 14 июля в Жуковском состоялся очередной этап летных испытаний. Специалисты тестировали работу бортового радиоэлектронного оборудования.
В Жуковском протестировали бортовое радиоэлектронное оборудование самолета МС-21

К 30му году 1000 эмэсов и суперджетов будет!