
Александр Рыбаков. Фото Яны Поповой, IRK.ru
22 августа Восточно-Сибирская транспортная прокуратура провела пресс-конференцию из-за многодневных сбоев в работе аэропорта Иркутска. Последний инцидент произошел 18 августа, когда задержали вылет 20 рейсов, включая рейсы в Читу, Красноярск, Москву и Новосибирск. Старший прокурор Александр Рыбаков ответил на вопросы журналистов об итогах проверки, начатой по жалобам пассажиров, и рассказал о самых частых причинах задержек вылетов. Всего за первые шесть месяцев этого года зафиксировано более 500 задержек рейсов — это на 30% меньше, чем за этот же период прошлого года. В этом году наблюдаются более благоприятные для перелетов погодные условия, это помогло избежать части задержек.
Александр Рыбаков:
— В целом, можно выделить несколько основных причин задержек и отмен авиарейсов. Преимущественно это позднее прибытие воздушного судна из другого аэропорта, техническая неисправность самолета, неблагоприятные погодные условия: ливневые дожди, грозы, метели, туманы. Август — туманный месяц. Также в числе причин задержек — ограничения использования воздушного пространства. Например, введение так называемого плана «Ковер», это больше касается западной и центральной части России.
Кроме того, одной из причин задержек рейсов Александр Рыбаков назвал овербукинг — это ситуация, при которой авиакомпания продала билетов на рейс больше, чем мест в самолете. Чтобы не терпеть финансовые убытки из-за пассажиров, не пришедших на рейс, авиаперевозчики стараются себя обезопасить и продают билеты на перелет в большем количестве, чем имеется кресел в салоне самолета. Такая практика запрещена федеральными авиационными правилами.
Александр Рыбаков прокомментировал ситуацию, которая недавно произошла с иркутянкой. На рейс женщина зарегистрировалась вовремя, но без выбора места. В аэропорт приехала заранее, однако на стойке представитель авиаперевозчика заявил, что пассажирка опоздала. Улететь сибирячка не смогла.

Александр Рыбаков:
— Это чистый воды овербукинг. Наверняка компания продала билетов больше, чем было мест в воздушном судне. Это нарушение. Следует обратиться в транспортную компанию. В случае, если претензию перевозчик не удовлетворит и откажет возмещать стоимость билета и убытки, понесенные заявительницей, то можно обратиться в суд лили органы прокуратуры, мы проведем проверку.
По словам прокурора, за несвоевременную доставку пассажира в пункт назначения авиакомпания обязана выплатить 100 рублей за каждый час ожидания. Если человек отказался от перелета по причине задержки, то компания должна возместить стоимость билета, даже если он был куплен по невозвратному тарифу. Моральный вред, неустойки и штрафы на перевозчиков тоже рассматривает суд в случае подачи иска с такими требованиями.
Что касается стыковочных рейсов, то авиакомпания при задержке рейса обязана возместить все убытки. Но если транзитные билеты были куплены в разных авиакомпаниях, то ущерб пассажиру возместят только до одной точки. Например, один билет купили в авиакомпании А — из Иркутска в Москву. А второй билет – в компании Б – из Москвы в Санкт-Петербург. Даже если компания А окажется виновата в задержке рейса, и пассажир не успеет на рейс авиакомпании Б, стоимость билетов вернут только из Иркутска до Москвы, поскольку покупка билета на стыковочный рейс у другого перевозчика – это выбор и ответственность пассажира.
Александр Рыбаков:
— С начала 2025 года выявлено более 70 нарушений со стороны авиаперевозчиков. Принято по их результатам около 30 мер прокурорского реагирования. Как правило, они типичные. Это ненадлежащее исполнение обязанностей при перевозке пассажиров либо несвоевременное информирование о задержке или переносе рейсов. Десять авиаперевозчиков заплатили штрафы на общую сумму свыше 150 тысяч рублей.
Проблему с перевозчиками часто нельзя решить напрямую, поскольку представителей некоторых авиакомпаний в аэропортах нет, а на горячую линию дозвониться не всегда удается. В этом случае необходимо обратиться в транспортную прокуратуру. В аэропорту Иркутска находится пункт с контактами регионального ведомства. Всего за полгода в транспортную прокуратуру поступило около полутора тысяч жалоб от пассажиров.

«Принято по их результатам около 30 мер прокурорского реагирования. Как правило, они типичные. Это ненадлежащее исполнение обязанностей при перевозке пассажиров либо несвоевременное информирование о задержке или переносе рейсов.» странные меры у прокуроров - ненадлежащее исполнение обязанностей и…