Первые слухи о грядущем повышении утилизационного сбора для мощных автомобилей появились еще в августе 2025-го. Как вспоминает Анатолий Мардарь, тогда некоторые клиенты, следившие за новостями, начали действовать на опережение. Но настоящий шквал обрушился на рынок в сентябре, когда тема стала массово обсуждаться в СМИ. У людей, планировавших покупку техники с двигателем мощнее 160 лошадиных сил, началась «паника». Они массово снимали деньги с банковских депозитов, готовясь ввезти авто по старым ставкам до первоначально названной даты — 1 ноября.
«Сотрудники банков-партнеров нам прямо говорили: ''К нам пришло много клиентов''. Люди шли на потерю процентов по вкладам, лишь бы успеть», — делится подробностями Анатолий. Эта «первая волна» забила логистические цепочки и создала колоссальные пробки на границах, особенно с Китаем. Компания взяла последние заказы на машины до середины ноября, успев выполнить все обязательства перед клиентами.

После того, как введение новых правил перенесли на 1 декабря, у рынка открылось «второе дыхание». По словам эксперта, это было похоже на старт после команды «внимание, марш!». Когда появились законодательная ясность и продление моратория, компания смогла снова принимать заявки, давая клиентам гарантии по старым расчетам. «Когда в Москве приняли решение, у нас во Владивостоке была поздняя ночь, а в Иркутске — 11 вечера. Мы сразу начали принимать заявки, чтобы успеть до 1 декабря», — комментирует коммерческий директор компании.
Такие изменения — не новость для опытных игроков рынка. Анатолий вспоминает кризисы 2008 и 2022 годов, когда скачки курса валют в момент нахождения автомобилей в пути оборачивались для клиентов двукратным ростом таможенных платежей. «Нужно объяснять человеку, который рассчитывал на 100 тысяч рублей пошлин, почему нужно платить 200 тысяч. В голове у клиента отключалось все. Он видел только проблему в компании и неверно произведенный расчет, хотя мы тоже оказались заложниками ситуации», — рассказывает коммерческий директор.

Тогда компания находила выходы: помогала со льготными кредитами, оформляла рассрочки, искала разные пути решения. Этот опыт позволил команде воспринимать ситуацию стойко, ведь главное для специалистов — сделать все для своего клиента.
После повышения утильсбора прогноз от «Авто в руки» выглядит так: через несколько месяцев небольших колебаний, цены стабилизируются, хотя автомобили немного подорожают. АвтоВАЗ уже анонсировал рост стоимости, за ними вырастет вторичка. За месяц-два рынок адаптируется к новым реалиям и правилам.
К тому же, валюты находятся на своих минимумах. Параллельно, по информации компании от партнеров за рубежом, в странах-экспортерах ожидается снижение внутренних цен на автомобили, поскольку они теряют крупный российский сегмент. «Снижение цены внутри рынка, падение курса — это все ведет к тому, что цена вырастет на машины, которые не попадают под льготный утильсбор, но мы думаем, что ненамного. Не на те заоблачные цифры, о которых сейчас говорят», — поясняет эксперт.
Главный совет покупателям на ближайшее время касается даже не мощных автомобилей. Спрос на машины до 160 лошадиных сил вырастет. Это может подтолкнуть подъем цены на них за границей. «Спрос рождает предложение. Но еще есть время, чтобы выгодно купить автомобиль», — рекомендует Анатолий.
Отдельный и крайне важный вызов — изменения в законодательстве Китая, которые вступят в силу 1 января 2026 года. Экспорт новых автомобилей без пробега с завода-производителя запретят. Теперь машина должна минимум 180 дней простоять на учете у местного владельца, и только потом ее можно вывезти как подержанную. Это закрывает возможность покупки новинки с экономией по сравнению с ценами у официальных дилеров в России.
«Для тех, кто планировал привезти новый автомобиль, декабрь — последний и лучший месяц для такой возможности. Разница в цене с подобной моделью в РФ составит минимум миллион рублей», — предупреждает Анатолий. Он не исключает, что в Китае появятся варианты с регистрацией машин, чтобы обойти и данный момент, но пока такие идеи на стадии обсуждения и слухов.
По статистике за 2025 год, около 40% поставок пришлось на Китай, по 30% — на Японию и Корею. При этом везут не только местные марки, но и японские бренды, произведенные на заводах в Поднебесной. А из Кореи идет в основном леворульный европейский премиум-сегмент.
По наблюдениям филиала, в Иркутске клиенты чаще склоняются к леворульным японским маркам, что и делает Китай ключевым логистическим направлением. За три года работы компания сформировала позитивное мнение о качестве китайского автопрома. Анатолий Мардарь рассказывает историю клиента из Барнаула, который три года назад намеренно заказывал модель с пробегом за 100 000 километров (что редкость для машин того возраста) по совету механика, знающего о регламентных работах на большом пробеге в Китае. Сейчас на том автомобиле уже более 200 000 километров, и он продолжает ездить без проблем. «Для наших условий, для Сибири и ее морозов не было серьезных поломок. Поездив на китайском автомобиле, люди больше склоняются к тому, чтобы купить более свежую модель от производителя из Поднебесной», — говорит Анатолий.

Специалисты компании «Авто в руки» уже около 15 лет работают сфере ввоза машин из стран Азии — Китая, Японии, Кореи, а также из США, ОАЭ и Европы. Их головной офис находится во Владивостоке, филиалы есть в Иркутске, Новосибирске, Омске и Тюмени. При жесткой конкуренции и недоверии к «однодневкам» фирма делает ставку на прозрачность, открытость всех процессов и сервис. Плюсом специалисты называют наличие своих сотрудников в странах-поставщиках. Во Владивостоке работает логистический отдел, а в странах Азии находится команда, которая вживую оценивает транспорт, а не покупает его «с картинки». Это страхует клиентов от рисков.
Еще одно отличие — программа Trade-In с отсрочкой. В классической схеме старый транспорт забирают сразу, а в данной компании клиент продолжает ездить на машине, не испытывая дискомфорт и пытаясь продать ее дороже самостоятельно, пока новая иномарка находится в пути. Если заключить сделку не удалось, транспорт можно сдать компании по ранее предложенной программе. Схема работает и в обратную сторону: можно отдать дорогое авто и получить доплату. Когда законодательство меняется едва ли не каждый квартал, такие гарантии и гибкость, по мнению представителей фирмы, становятся для иркутских автолюбителей не менее важными, чем итоговая цена в каталоге.
Справка:
Компания «Авто в руки» обладает более чем 15-летним опытом работы и заслужила доверие десятков тысяч клиентов. Компания активно поддерживает социальные инициативы, включая детские дома, футбольные и волейбольные команды, а также спортивные турниры по рукопашному бою, не ограничиваясь Иркутском — проекты распространяются на Владивосток, Тюмень и Омск.
Контакты:
Телеграм-канал
Телефон: 88002500715
Сайт «Авто в руки»
Офис в Иркутске: улица Розы Люксембург, 181/1Б
Фото предоставлено организацией «Авто в руки»
Никита Грабовецкий, IRK.ru
ERID: 2VfnxyVP8MF
ИП Щепин Алексей Николаевич
Реклама



-
Vaniyucha
9 декабря 2025 в 09:40
Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии«Нам не до новых мо моделей» : Глава АвтоВАЗа обвинил россиян в"вялом" спросе