Книжный сервис «Литрес» и ВТБ выяснили*, кого из героев русской классики россияне считают финансовым «гением», а кто средствами распоряжаться не умеет. Наиболее подкованным в денежных вопросах респонденты** назвали Остапа Бендера, главного героя «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Самым финансово неграмотным персонажем русской классики признали Киса Воробьянинов из того же сатирического романа.
Рейтинг персонажей, способных сформировать капитал, возглавил Остап Бендер (22%). Вторую строчку заняла Алена Ивановна (21%) – старуха-процентщица из «Преступления и наказания» Федора Достоевского, третью – Павел Иванович Чичиков (20%), главный герой произведения Николая Гоголя «Мертвые души». В топ-5 также вошли Воланд (14%) из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова и Андрей Штольц (11%), герой «Обломова» Ивана Гончарова.
Самым неразумным отношением к деньгам, по мнению респондентов, из персонажей русской литературы отличается Ипполит (Киса) Воробьянинов (23%), герой «Двенадцати стульев». На втором месте – Родион Раскольников (20%) из «Преступления и наказания», на третьем – Илья Обломов (17%). Замыкает рейтинг гоголевский Плюшкин (14%) из «Мертвых душ» и герой «Пиковой дамы» Александра Пушкина Германн (12%).
Анна Данилина, редактор художественной литературы группы компаний «Литрес»:
– Интересно, что финансовые «гении» и менее бережливые герои – персонажи общих историй. Их характеры и способы достичь благосостояния не так однозначны. Остап Бендер – антигерой, его подкованность заключалась в мошенничестве и обернулась трагедией. Чичиков придумал гениальную схему, но выдавать мертвых крепостных за живых тоже нечестно. Пожалуй, самые бесспорные герои с капиталом – Воланд и Штольц, но если первый – бессмертный Князь тьмы и на его стороне магическая сила, то с Андрея Штольца действительно стоит брать пример: он сделал себя сам. Чтобы стать финансово независимым, много учился и работал, но при этом не растерял человечности.
Оценивая отражение темы финансов в русской классической литературе, больше половины опрошенных (59%) отметили, что поведение героев действительно может заставить задуматься о необходимости ответственного отношения к деньгам. Но часто персонажи предстают примерами неразумного распоряжения средствами и предостерегают читателей, как поступать не стоит.
Более трети респондентов (74%) самым важным индикатором разумного отношения к финансам считают умение планировать бюджет и придерживаться его. Затем идет наличие финансовой подушки безопасности (60%) и стремление постоянно повышать свою финансовую грамотность (55%).
Финансово неграмотным человеком в первую очередь считают того, кто тратит больше, чем зарабатывает (72%). Вторая по значимости черта – склонность к импульсивным покупкам (59%), третья – нежелание вести учет своих финансов (53%).
Почти треть опрошенных (31%) считает, что таких героев в русской классике гораздо больше, чем тех, что отличается способностью формировать капитал. Лишь 11% считают наоборот. Чаще всего пользователи отмечали, что русская литература в целом не сосредотачивается на вопросах финансов, ее основополагающие темы – любовь и глубина человеческой души (41%).
*Исследование проведено Литрес и ВТБ в рамках совместного проекта компаний - поддержки восьмого сезона литературной премии «Электронная буква – 2025», где банк выступает генеральным спонсором и наградит победителей в двух номинациях: главной – «Книга года» и новой специальной номинации для чтецов – «Голос классики».
**Опрос провели в сентябре 2025 года среди 1500 россиян в возрасте 18–65 лет в городах с населением от 100 тысяч человек. Респондентам предлагали ответить на вопросы через онлайн-форму, затем данные были проанализированы. При подсчете все респонденты принимались за 100%, а остальные данные высчитывались, исходя из этого числа. Пользователям были предложены как готовые варианты ответов, так и графа «Другое». Они могли выбрать не только один, но и несколько вариантов ответов.
