Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «День Победы»

Окна ТАСС: не в бровь, а в глаз

Партизаны-богатыри, карикатурные изображения солдат вермахта и подвиги простого советского труженика. Корреспондент ИА «Иркутск онлайн» рассмотрел самые яркие и красочные иркутские агитплакаты времен Великой Отечественной войны.

Слово для дела

Даже в самые суровые военные годы, проходя сквозь голод, потери и лишения, русский народ никогда не терял чувство юмора. Сатира, яркие краски, задорные и злободневные стихи как нельзя лучше поднимали боевой дух солдат и тружеников тыла. Особой популярностью у народа в то время пользовались плакаты, которые называли «Окна ТАСС», — наследники, созданных Маяковским в годы Гражданской войны «Окон РОСТа». Такие агитплакаты не печатали, а рисовали от руки на специальной плотной бумаге с помощью дефицитных тогда красок. Лаконичный, яркий рисунок, простой сюжет, карикатуры на гитлеровских захватчиков и, конечно же, хлесткие, звонкие стихи. Все эти детали делали выход каждого агитплаката долгожданным событием.

«Окна ТАСС бьют врага не в бровь, а в глаз», — такой девиз тогда повторяли и на фронте, и в тылу. Их распространяли даже на оккупированных территориях, в Польше, Германии и других странах — и эта весточка с далекой Родины вдохновляла на очередные подвиги. Часто партизаны подкидывали плакаты в тыл врага, картинки действовали на фрицев устрашающе: каждого художника и создателя агитплакатов они грозились повесить на ближайшем фонарном столбе.

Мастерская агитокон ТАСС при Иркутском союзе художников и товариществе «Художник» была создана в сентябре 1941 года по инициативе эвакуированного из столицы знаменитого художника и графика Давида Штеренберга.

— В работу включились почти все художники, которые могли тогда работать в такой специфической сфере искусства как военно-политический плакат. Возникло творческое ядро мастерской, состоящее из 17 художников, — рассказывает научный сотрудник отдела сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева Юлия Башинова. — С самого начала деятельности мастерской в ней работали Александр Жарков, Владимир Томиловский, Николай Шабалин, Анвар Закиров, Григорий Раков, Александр Руденко, Степан Развозжаев и другие иркутские художники. С ними трудились и поэты Анатолий Ольхон и Константин Седых.

Очень скоро многие из мастерской ушли на фронт. После того, как в 1943 году Штеренберг вернулся в Москву, коллектив возглавила уроженка Эстонии Александра Мадиссон. Она сумела организовать работу так, что мастерская работала в едином слаженном ритме до самого завершения войны.

Буквально через несколько месяцев после открытия коллектив «Окон ТАСС» Иркутска стал одним из самых лучших в стране. Иркутские художники оперативно реагировали на сводки Совинформбюро, на факты и события, которыми жила страна. На углу улиц Литвинова и Карла Маркса стоял большой стенд-витрина, где выставлялись оригиналы плакатов, смена выставок была постоянной, в любое время года толпился народ. Оригиналы плакатов тиражировались в залах Художественного музея. Лучшие образцы демонстрировались на художественных выставках в Москве.

Открыть «Окно в Победу»

Технология создания плакатов была довольно сложной. На листе размером 50х60 сантиметров сверху размещалось графическое изображение, внизу — призыв к народу или сатирические стихи на злобу дня. Часто художники изображали конкретные события, случившиеся на фронтах,— поражение гитлеровских банд или подвиг партизанов. Сначала художник работал над оригиналом, затем с него резали трафареты.

Помимо самих художников в мастерской работало так называемое «техническое звено» — трафаретчицы. Иногда приходилось 7—8 трафаретов на один плакат. Перед выпуском очередного номера художники трудились сутками, не прерываясь на сон и отдых, вместе с ними работали и поэты. Сюжеты и образы черпали отовсюду.

— Как только художник видел заинтересовавшую его историю, сразу брался за карандаш, — улыбается Юлия Башинова. — В 1943-м году стало не хватать красок, тогда брали масляную, разбавляли керосином и писали как гуашью и акварелью. Естественно, краски были блеклыми, ложились плохо. Но именно этими красками написаны самые лучшие плакаты иркутской мастерской. Номер агитокна состоял обычно из шести плакатов на одну тему, но разных по изображаемым в них сюжетам, и работали над номером шесть авторов.

«Конец пирушки» и «Ударь, товарищ фронтовик!»

У каждого из художников мастерской был свой профиль или, как говорят художники, свой почерк. Кому-то лучше всего удавались карикатуры на захватчиков, кому-то доверяли образы советских воинов, а кто-то выполнял сверхважную задачу — изображал советских вождей.

Один из самых ярких плакатов — «Конец пирушки» — творение самого молодого художника мастерской Леонида Залетова. Коллеги любили Леню за солнечный, мягкий характер и отличное чувство юмора. Героями его агитплакатов часто становились партизаны, похожие на былинных русских богатырей. На его самой известной работе партизаны прекращают пирушку фрицев и обещают рассчитаться с незваными гостями, не стесняясь в выражениях: «Слово наше будет твердо – получите бомбу в морду!».

К сожалению, судьба художника сложилась трагично — в 23 года Леонид погиб на фронте, сразу по прибытию на передовую. После него осталось четыре плаката — «Снабжение горючим», «Конец пирушки», «Ответ партизан» и «Обрубленный язык». Как писала позже Александра Мадиссон, работы юного художника отличались особой страстностью и темпераментом.

Сама же руководитель мастерской, художник Мадиссон, создавала самые сложные работы по технике исполнения. В начале войны Александра Рихардовна приехала в Иркутск из оккупированной Эстонии вместе с пожилыми родителями, и осталась здесь навсегда. В ее характере удивительным образом сочетались прибалтийская педантичность и сибирская широкая душа. Каждая ее работа, как правило, исполнялась в 7—8 трафаретах. Одна из лучших выпускниц эстонской художественный школы «Паллас», она всегда добивалась поразительной схожести в портретах.

Значение имело все — даже пуговицы на портретах бойцов. Мадиссон добивалась абсолютной тождественности с оригиналом и академически «замшевой» поверхности. Её композиции отличаются отточенностью рисунка и сложностью цветового решения. Лучше всего ей удавались образы детей и женщин и душевные плакаты, например «Прием подарков фронтовикам». За годы работы в мастерской Александра Рихардовна создала около 100 плакатов.

Всего за годы работы иркутской мастерской «Окна ТАСС» вышло 126 номеров — 756 плакатов и около 23 тысяч экземпляров. В фондах Художественного музея хранится около 600 оригинальных плакатов. Широкой публике их демонстрируют редко — только перед очередным Днем Победы, прямой солнечный свет для них давно губителен. По признанию сотрудников музея, эти плакаты — самое настоящее национальное достояние. В этих листках бумаги, которым сегодня уже перевалило за 70, хранится несгибаемый дух русского народа, его вера в Победу и светлое, беззаботное будущее.

Надежда Гусевская, ИА «Иркутск онлайн»

Фотографии предоставлены Иркутским областным художественным музеем имени В.П. Сукачева

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Суперский материал. Очень интересно, много новой информации, а что особенно важно - написано с душой и забором. Спасибо автору.

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля