1941 год. Комдив Котов (Никита Михалков) сбегает из лагеря во время немецкой бомбежки. Чудесным образом получив изменение политической статьи на уголовную, усатый зек отправляется на фронт в штрафбат. Несколько позже его заклятый враг Митя (Олег Меньшиков) получает от Сталина (Максим Суханов) задание разыскать Котова и вручить ему загадочную папку. Жена комдива (Виктория Толстоганова) благополучно сожительствует с Митей, а дочка Надя (Надежда Михалкова) испытывает на себе все тяготы войны…
Две категории сограждан меня угнетают. Первая — это люди (в основном после 1990 года рождения), воспринимающие михалковский маразматический бред за чистую монету. Им еще обычно нравятся «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана». Вторая категория — это зрители (в основном мужчины «за 25»), страдающие от неизжитой советской «непокобелимости к авторитетам». И если с первыми все ясно без специальных анализов и диагностического оборудования, то вторые в своей аффектированной ненависти по глупости превосходят автора ненавидимого объекта. Спектр претензий весьма размашистый. От «потратил, падла усатая, народные денежки на фуфло» до «как можно было оболгать память о великой войне».
Я понимаю, что довольно тяжело отстраниться от впечатляющего (в основном не по художественным достоинствам, а по резонансу) списка михалковских работ, наград и побед. Что бы ни говорили, но человек он незаурядный и крайне любопытный. Я и сам считаю, что после «Урги» Никита Сергеевич впал в прогрессирующий маразм агрессивно-просветительского типа. Но я ему это давно простил: ну не умеет человек ничего другого, кроме как снимать кино на государственные деньги. Да и это у него получается все хуже и хуже. И не жду я от данного персонажа сюрпризов и свершений. И довольно удивительно, что у кого-то еще остались иллюзии. Ничем иным столь агрессивное публичное разочарование части населения не объяснишь.
На самом деле «УС-2» — кино не только чудовищно похабное, но и в не меньшей степени обаятельное и уморительное. Лично я прохохотал до слез минут 40 из трехчасового просмотра, а это неплохой результат даже для хорошей жанровой комедии. Конечно, хронометраж «УС-2» легко можно было уменьшить наполовину, но тогда картина не передала бы весь масштаб и глубину творческого безумия режиссера. По аутентичности происходящего на экране «УС-2» можно, пожалуй, сравнить с тарантиновскими «Бесславными ублюдками». Но только если Тарантино в качестве постановщика ведет себя как «злобный му**к», то Михалков скорее восторженный романтик. Он, конечно, изо всех сил пытается контролировать себя разумом и почти утраченным чувством меры, но камера то и дело сбивается на порнографические ракурсы, вульгарные актерские сцены и отвратительные подробности глумления над человеческими телами.
«УС-2» выполнен в лучших традициях фильмов ужасов. Хватило бы и того факта, что режиссер возвращает из мира мертвых как минимум двоих персонажей. Так ведь он еще и структурой ленты, сотворенной то ли в стиле поэмы «Василий Теркин в аду», то ли легендарной «жустиковой» серии «Байки из склепа», дает понять, что весь сюжет картины, состоящий из вереницы цитат, побасенок и заимствований — это среда загробная. Мир, где мыкаются давно умершие герои фильма, где черти пляшут в сверкающих из-под бровей демонических глазах инфернального Сталина, бесы-фашисты пугаются красного креста на палубе корабля, а грузинский Георгий Победоносец со штыком наперевес атакует фашистскую «танковую гадину». Пальцев на руках не хватит, чтобы перечислить аллюзии, возникающие при просмотре этого воспаленного и прекрасного в своем безумии бреда. И как апофеоз безвкусицы достойным финалом картины становится некрофилический стриптиз родной дочери постановщика. Роскошно. Вы как хотите, а я, пожалуй, еще раз на этот фильм пойду!
P.S. В последнее время очень сильно зауважал актрису Марию Шукшину. Сначала после просмотра «Похороните меня за плинутсом», а теперь и после «УС-2». Создать за пару минут экранного времени цельный и впивающийся клещом таежным в память образ — это очень круто. Мало того, что красивая баба, так еще и актриса великолепная! Хотя ради торжества концепции ее эпизод следовало вырезать. Ведь все остальные актеры играют отвратительно…
Vlad DeMeskoff, IRK.ru
Падла, падла. Хаха, новое слово вместо овоща.