Супружеская пара заносчивых коллег-генетиков, носатый анорексик Клайв (Эдриан Броуди) и белокурая бестия с похабным именем Эльза (Сара Полли), совершают настоящий прорыв в области генетики, всю важность которого трудно объяснить, не имея научной степени по этой самой «продажной девке империализма» и «лженауке». Они создают несуществующее в природе белковое живое существо. Войдя в исследовательский раж и забив на рутинные процедуры, супруги-биологи пускают проект на самотек и затевают новый, создав (разумеется, втайне от руководства) еще более революционный вид живого существа, имеющего в своем арсенале человеческую ДНК. Монстрик представляет собой лысую девочку на куриных лапах с хвостом, увенчанным ядовитым жалом, и отличается редкой смышленостью. Увлекшись ролью «творцов», ученые терпят публичное фиаско на презентации, лишаются финансирования, а также доверия начальства и вынуждены перевезти свою «химеру» на ферму. Окончательно запутавшись в морально-этических нормах, Клайв и Эльза так и не могут до конца определиться, кого они «родили». И по очереди относятся к своему созданию как к забавной зверушке, приемной дочери и взрослой опасной женщине. Однако «рукотворное чудо-юдо» припасло для своих «мамы и папы» парочку пренеприятных сюрпризов, о которых генетики даже не подозревают…
Читая синопсис «Химеры», трудно отогнать от себя чувство, что тебе пытаются навязать безмозглый «сайенс-фикшн-трэш», столь популярный в 80-е годы прошлого века. Однако уже на первых минутах просмотра картины понимаешь, что тебе рассказывают увлекательную историю с какой-то задушевной и почти родственной интонацией. Что удивительно, картина легко воспринимается на нескольких смысловых и эмоциональных уровнях. И что самое удивительное, на всех этих уровнях идет мощная эмпатическая отдача. Можно тупить, воспринимая сюжет как небанальный повтор архетипической истории Франкенштейна, можно осуждающе насупить брови в адрес нарушителей этических и религиозных норм, можно грязно и цинично комментировать все (а их немало) двусмысленные сцены с «межвидовой эротикой», можно кощунственно возбуждаться от этого эротизма, можно, наконец, воспринять «Химеру», как емкую метафору вечного и всегда актуального конфликта «отцов и детей». Я не говорю уже о том, как дивно эта лента иллюстрирует проблемы между странами третьего мира и «хозяевами жизни» из Европы и Америки.
Мне же милей всего трактовка, где главным чудовищем выступает… человеческая ДНК. То есть титульный «монстр» стал таковым не из-за своей эклектичной внешности или особенностей строения организма. Виной всему та самая «божья искра», которая одновременно является и сосудом добра, и главным источником зла в любом человеке. И самое завораживающее — наблюдать, как чудовищами по очереди становятся все герои фильма (а их всего-то шестеро, включая, разумеется, «неведому зверушку»). При этом люди выглядят гораздо ужаснее и страшнее самых лютых порождений генетики.
Забавно порассуждать об этой ленте в стиле ее самой: кого и с кем из великих режиссеров необходимо друг с другом генетически скрестить, чтобы получился мутант, способный снять нечто подобное? Я бы предложил такой вариант коктейля из ДНК: одну четверть Спилберга, две трети Кроненберга и щепотку Дэвида Линча. Впрочем, не факт.
В реальности автором «Химеры» стал канадский маргинал Винченцо Натали (ударение на втором слоге), долгое время снимавший в час по чайной ложке малосъедобную околонаучную фантастику с социальной подоплекой («Куб», «Кодер») и отметившийся в винегрете-альманахе «Париж, я люблю тебя» новеллой про то, как украинская фотомодель превращает хоббита в вампира. При столь неровном творческом подходе (но при несомненном таланте) Натали умудрился сделать (с серьезной поддержкой Гильермо Дель Торо) кино эээ… к которому из всех прилагательных идеально подходит лишь «безупречное». То есть несовершенное, слегка заносчивое, двусмысленное и отчасти робкое. Но которое тем не менее упрекнуть нельзя ни в чем. Можно только его посмотреть и с восторгом и гордостью поставить еще одну галочку в графу «новый жизненный опыт».
Vlad DeMeshkoff, IRK.ru
Влад, как думаете, продолжение будет?