«Пьеса имела большой успех, но публика провалилась с треском», — сказал однажды Оскар Уайльд. Это цитата вспомнилась после премьеры спектакля «Пристань алых грез», которая прошла 21 марта в театре кукол «Аистенок». Постановка, опасно балансирующая между шедевральностью и сумбурностью, оказалась настолько изобретательной и многоуровневой, что многие зрители этого просто не поняли.
Витиеватый сюжет
За несколько дней до премьеры режиссер-постановщик Юрий Уткин интригующе рассказывал о самом масштабном спектакле «Аистенка»:
— В театральных спектаклях, как я убежден, нет смысла передавать литературу целиком. Поэтому мы решили остановиться лишь на ключевых моментах выбранных нами произведений Александра Грина: повести-феерии «Алые паруса», романе «Бегущая по волнам» и нескольких рассказов. Так как театр — отражение и современной жизни, мы сами домыслили историю, представив, что могло бы быть с деревней Каперна сто лет спустя.
Первое действие спектакля было многообещающим. Современная история, рассказанная живыми актерами, ловко переплеталась с сюжетом сказочного кукольного пространства. Интересным переходом из одного мира в другой стали черно-белые рисунки из альбома управляющей таверны, художницы Мари.
Сначала все текло необычно и при этом предсказуемо для тех, кто читал «Алые паруса»: замечательные планшетные куклы поведали историю Ассоль очень правдиво и чувственно. Самым реалистичным и даже жестким моментом в спектакле была встреча романтичной героини с деревенскими мальчишками, которые издевались над птицей. Актеры так остро передали эту сцену, что у меня от жалости вздрогнуло сердце.
Во втором действии, когда зрители уже подустали, внезапно появилась «бегущая по волнам» — Фрези Грант. Даже, несмотря на то, что и ей нашлось место в сюжетной линии, своим присутствием она заметно утяжелила весь спектакль.
Современный пласт сюжета был продуман достаточно детально (хотя финал все-таки «размыл берега»). Циничный хозяин таверны —господин Меннерс — превращает романтичную легенду своего края в коммерческий шоу-проект: ежегодно он проводит конкурс «Ассоль года», на который приглашает приезжих звезд, исполняющих роль Грэя. После мероприятия победившая девушка бесследно исчезает: она якобы обретает счастье на корабле с алыми парусами, на самом деле ее утапливают в ближайшей бухте. Рок-музыкант Артур (актер Роман Зорин) разоблачает Меннерса (зрители видели только окольцованную руку В. Воронцова) и находит в Каперне свою любовь — ту самую художницу Мари, альбом которой он случайно увидел.
— Мы, старшее поколение, воспитаны на чистом искусстве, на классических театральных постановках. Сейчас же в моде экспериментаторство, смешение в одно целое разных произведений. Спектакль «Пристань алых грез» мне показался сырым, его нужно вдвое сократить, убрав «мусор» и оставив только чистое зерно, — прокомментировала Елена Болотова, заслуженная артистка театра кукол «Аистенок», проработавшая в нем 44 года.
Симбиоз искусств
— Мне хотелось, чтобы моим актерам было интересно, чтобы они получали новый опыт, поэтому я и решил объединить в спектакле разные виды искусств: живая актерская игра, кукольное представление и даже небольшой рок-концерт прямо на сцене нашего театра, — рассказал режиссер Юрий Уткин.
Рок-группа театра «Пластинки» исполнила во время спектакля песни своего собственного сочинения. Для большинства зрителей появление на сцене молодежного коллектива стало полнейшей неожиданностью. Под задорные ритмы сидящие в зале подростки мгновенно развеселились, им хотелось подпевать и подтанцовывать. Некоторые взрослые люди, не привыкшие в такой громкой музыке, наоборот, прикрывали уши.
Кроме выступления рок-группы, зрителей ждал еще один шокирующий сюрприз — так называемое дефиле странных девушек на специально оборудованном подиуме (по сюжету, это конкурсантки «Ассоль года»). Одетые в эпатажные обтягивающие костюмы, девушки и парень (Роман Бучек — музыкант, вокалист рок-группы и актер, управляющий куклой сына Меннерса) устроили авангардный и местами вызывающий показ мод.
— Спектакль мне очень понравился: ярко, весело, со вкусом. Рок-музыка на сцене театра — удачная находка, это как раз то, что нужно молодежи. Дефиле — что-то невероятное, — поделилась впечатлениями Наталья Агаронян, руководитель театра глиняной игрушки «Огонек».
Спецэффекты
Бюджет спектакля составил более 1 миллиона рублей. Сцена выполнена экспериментально: на ней стоит огромное колесо с экраном — картинной рамой. В ходе спектакля эта конструкция принимает то вертикальное, то горизонтальное положение, что позволяет по-разному воспринимать происходящее.
— С помощью современных технологий нам хотелось полностью погрузить зрителей в мир их собственных грез: это и различные изображения, и закадровый голос, и спецэффекты. Часть видеоряда появляется на потолке и стенах. Таким образом, наше действо проходит не только на сцене, но и в самом зрительном зале, — рассказал режиссер Юрий Уткин.
Спецэффекты по-настоящему скрасили кукольную часть спектакля, которая напомнила настоящий мультфильм. Больше всего запомнилось, как с помощью подсветки были показаны погодные условия: дождь, ветер, шторм, пурга. Мне, сидящей в зрительном зале, даже становилось холодно.
Спектакль начался в 18:30, закончился же почти в 22:00. Из театра, который специализируется на детских спектаклях, было непривычно выходить в столь поздний час. Большая часть зрителей после «Пристани алых грез» находилась в некой растерянности: в постановке настолько много всего, что это было сложно переварить в течение одного вечера. Я тоже так и не поняла до конца спектакль, но, удивительно, после него мне снились очень яркие и красочные сны. Может, это и было главной целью режиссера, который в своих словах упомянул про мир грез?
Анастасия Климова, IRK.ru
Наивно конечно, трогательно, но заставляет встряхнуться, выйти ненадолго из бесконечной череды бытовых проблем и трудностей, и вновь поверить в чудо…Дает возможность обнаружить, что в тебе еще жива та пятнадцатилетняя девчонка которая умеет мечтать и не перестает надеяться что сказка придет в ее…