В самом начале картины «Ворон» мы видим, как великий писатель и несчастный человек Эдгар Аллан По (Джон Кьюсак) доживает свою незаурядную, но все-таки незадавшуюся жизнь в городе Балтиморе. Он окончательно махнул рукой на творчество, полагая, что талант его прохудился вследствие пристрастия к выпивке и опиуму, и таких же великих вещей, как «Убийство на улице Морг» или «Падение дома Ашеров», ему уже не создать.
Однако в городе вскоре появится отвратительный маньяк, убивающий людей, а в качестве инструкции использующий прославленные страшилки По. Начитанный сыщик Филдс (Люк Эванс) тотчас проведет параллель между неизвестным убийцей и его общеизвестным вдохновителем и пригласит мистера По в полицейский участок, чтобы серьезно поговорить о литературе. Так По станет детективом, забудет о пьянстве и даже напишет еще несколько выдающихся рассказов.
Австралийский режиссер Джеймс МакТиг начинал работу в Голливуде в качестве протеже братьев Вачовски, под руководством которых снял два фильма — хороший («V значит Вендетта») и плохой («Ниндзя-убийца»).
Третья картина австралийца вышла злой: бросив своих покровителей на произвол судьбы, МакТиг заодно отказался и от рукопашных боев, бутафорской крови и претензий на философию. Видимо, все это было навязано режиссеру господами Вачовски, а если судить по «Ворону», то МакТигу скорее подошло бы сотрудничество не с авторами «Матрицы», а с создателем «Сонной лощины».
В самом деле, тень эпохального готического детектива Тима Бертона словно бы ни на секунду не покидает пространство «Ворона». Уместно вспомнить и другой фильм с Джонни Деппом — «Из ада», где еще один следователь-наркоман охотился за Джеком-потрошителем.
Впрочем, фильмы с не самым знаменитым артистом Джоном Кьюсаком обычно очень отличаются от тех картин, в которых привык играть Джонни Депп. Кьюсак недаром слывет одним из самых интеллектуальных актеров Голливуда — о многом говорит уже тот факт, что он умудрился исполнить главные роли аж в двух фильмах Вуди Аллена.
Кьюсак активно снимается тридцать лет, и в течение всего этого времени общее мнение о нем гласило: актер отменный, но почему-то вечно недооцененный. Пожалуй, на примере картины «Ворон» лучше всего видна эта суть кьюсаковского феномена.
Сам МакТиг точнейшим образом охарактеризовал Джона: «В его психофизике есть мрачная сторона, которую другие режиссеры почему-то никогда не использовали». Что ж, мрачность и впрямь присуща Кьюсаку — она не покидала его даже тогда, когда он снимался в «2012», одном из самых кассовых блокбастеров за всю историю.
Как ни удивительно, но «Ворон» — вроде бы действительно первая работа Кьюсака, в которой сделана ставка на наиболее сильные стороны его сдержанной харизмы. Тем обиднее, что в самой этой картине нет ничего по-настоящему выдающегося. «Ворон» — всего лишь крепкий триллер «из прошлого», обыгрывающий до боли знакомые мотивы и паразитирующий на загадочной смерти знаменитого писателя. Сходство с «Сонной лощиной» на поверку оказывается поверхностным — там, где Бертон и Депп откровенно веселились, МакТиг и Кьюсак упорно хмурят бруви и нагнетают жути.
Похоже, некоторый художественный просчет авторов «Ворона» неразрывно связан с парадоксальностью личности Кьюсака. Ведь сюжет, в котором известная историческая персона занимается тем, чем она точно не занималась в реальности, обязан быть комедийным.
Это хорошо понимал, например, выдающийся американский комедиограф Квентин Тарантино, когда снимал своих уморительных «Бесславных ублюдков». Но у Тарантино играл Брэд Питт (артист почти такой же веселый, как Джонни Депп), а МакТига угораздило связаться с тяжеловесным Кьюсаком. Последний как влитой вписался бы в серьезный байопик об Эдгаре По, а пока получилось, что самую сильную свою роль отменный и недооцененный актер сыграл в совершенно неподходящих для такого дела декорациях.
Евгений Новицкий, IRK.ru
что-то будет. наверное, дождь