Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Сверкающие горизонты иного бытия

Лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук приехал в Иркутск на сутки раньше своего концерта, чтобы проконтролировать монтаж суперсовременного оборудования, которое будет использовано в его новой шоу-программе «Иначе». Тур в поддержку нового альбома, который носит одноименное с концертом название, проходит по всей стране и за ее пределами с ноября прошлого года. Накануне выступления в Иркутске музыкант пообщался с журналистами на различные темы.

Фото Данила Штанцова
Фото Данила Штанцова

О новой концертной программе

Если вы помните группу Pink Floyd и их концертное шоу The Wall, то мы движемся примерно в этом же направлении. Мы создавали концертную программу «Иначе» примерно два года. Она была сначала мрачноватая, но в процессе работы светлела, и сейчас в ней все-таки есть свет в конце тоннеля. И надеюсь, что это не свет встречного поезда.

Мы работали и старались сделать программу объемной. Есть лирический герой, есть сюжет, сценарий, режиссура. Поэтому там есть сквозное действие, концепт. И вместе с тем мы постарались сохранить рок-н-ролльный драйв и соответствующую энергию. Мне всегда казалось, что в России должны быть мощные рок-программы, такие, как есть на западе и вообще в мире. Это очень важно для развития отечественной музыки. Должны быть большие шоу, но таких дураков, как я, мало. Я до сих пор весь в долгах благодаря этому проекту.

Мы привезли в Иркутск три трейлера с аппаратурой. За сценой будет 30-метровый экран, параллельно музыкальному выступлению будет идти арт-хаусный видеоряд. Программа очень визуализированная, много света, звука — в общем, настоящее шоу. Мы его уже давали в 30 городах. «ДДТ» всегда билось за качество, и мы привезли очень качественный продукт. Я не люблю хвалиться, но, с другой стороны, это так. Полтора часа длится новая концертная программа, а потом, если зрители не разбегутся, поиграем еще старые песни. Мы приехали работать и поделиться с вами своим мнением о происходящем.

Фото Данила Штанцова
Фото Данила Штанцова

О происходящем

Я не член никакой партии, надо мной не висит никакого генерального секретаря. Я совершенно свободный человек, но гражданин России и рефлексирую на разные события, телодвижения нашей власти. Что-то мне не нравится, с чем-то я, может быть, даже и согласен. Но нашу новую программу мы постарались сделать не политически-плакатной, а более философичной. С другой стороны, хотелось бы говорить и о социальных проблемах, и о мировоззренческих, и эстетических все-таки языком культуры. Искусство более объемно.

Тем не менее, благодаря моей гражданской деятельности нас не пустили в четыре города: нас запретили в Кемеровской области, не пустили в Омск, в Тюмень. И я хочу извиниться перед гражданами этих городов за глупость их начальства, но, я думаю, эти дураки скоро уйдут. Мы будем биться, чтобы наш начальник был культурным, образованным, ничего не боялся и доказывал свое мнение на собраниях и совещаниях, а не путем каких-то насильственных указов. Моя политика проста: не человек для государства, а государство — для человека. Мы все — граждане России и должны быть все равны перед законом. И человек с мигалкой во лбу, и человек со свечкой в руке.

Сейчас идут споры: кто-то выступает за революцию, кто-то — за эволюцию. Революцией партия «Единая Россия» нас всех пугает, как детей, но революция есть и в моде, и в музыке, и в искусстве. Я думаю, сейчас происходит духовная революция. По крайней мере, в Москве и Ленинграде. Да и в Иркутске тоже: я помню, я как-то поддерживал битву ваших граждан за чистый Байкал. Везде сейчас происходит рост гражданского самосознания. Мы не должны быть плешивым стадом. «Мы — не рабы» — нас еще в школе учили, и с этим утверждением я иду до сих пор.

Фото Данила Штанцова
Фото Данила Штанцова

О протестной природе русского рока

Я помню Ленинградский рок-клуб 80-х годов прошлого века. У нас не было никаких точек соприкосновения с официальной властью. Я, Цой, Костя Кинчев, БГ — мы очень иронично относились к власти и все время рассказывали анекдоты. Майк Науменко особенно любил это дело. Мы жили параллельной жизнью и уже тогда были самодостаточны и свободны. Потом рок-н-ролл пытались комсомольцы как-то заорганизовать, и ничего у них не вышло, потому что эта птица уже вылетела на свободу. А потом нас выпустили из подвалов, и все пришли посмотреть, что же это за рокеры такие, которых так долго мучили в этих подвалах. В общем, все было очень весело.

Сейчас, мне кажется, молодежь более политизирована. А тогда у нас был протест прежде всего против эстетики. Нас просто убивали эти марши, эта унылая советская песня, эти псевдонародные коллективы по радио в рабочий полдень. Поэтому мы протестовали прежде всего против этой эстетики: пыльной, убогой, одноцветной, пафосной.

Сейчас молодежь более радикальна. И если она занимается протестной музыкой, то у нее это все более концептуально-политическая история. При том, что там есть юмор и молодежная легкость. Я иногда встречаюсь с молодежью, и эти ребята мне напоминают тотальных идеалистов, очень похожих на народников, которые были в конце 19-го века: глаза горят, презрение к буржуазии и власти. И это очень интересное явление. Например, все вы слышали историю с Pussy Riot, а такой радикально настроенной молодежи много. В этом есть и плюсы, и минусы. Но власть должна прислушиваться к этим протестным настроениям и идти на диалог, потому что если не будет диалога, то у власти могут возникнуть очень серьезные проблемы.

Об акции Pussy Riot, будущем и Путине

Фото Данила Штанцова
Фото Данила Штанцова
У меня двойственное отношение к тому, что сделали Pussy Riot. Мне, как православному человеку, это ужасно не понравилось. Я считаю, что на амвоне плясать бесчеловечно. Прежде всего, по отношению к молящимся. С другой стороны, эта их акция вскрыла какой-то ящик Пандоры. Наша церковь, как институт, с этой точки зрения, конечно, больна. Так же, как министерство образования, силовые структуры и так далее.

Такой злобы от некоторых иерархов церкви я просто не ожидал — такой нетерпимости, непрощенчества и, в общем-то, нарушения заповедей Христовых. Сейчас идет большая полемика по этому поводу в обществе, и это нормально. У церкви, как у любого социального института, есть реакция. И некоторые там страшно негодуют. А есть люди более толерантные, более европейски относящиеся ко всему произошедшему.

Есть реакция и есть движение к будущему. Почему реакционеры боятся будущего? Почему начальство боится будущего? Почему Путин боится будущего? Они держатся руками и ногами за прошлое. Потому что они прошлое знают. Потому что они худо-бедно там существовали. А о будущем у них нет никаких оперативных данных. Они как Фома неверующий, который верит только в то, во что можно ткнуть пальцем. И это ведь тоже разговор о вере. Потому что верующий человек будущего не боится.

Фото Данила Штанцова
Фото Данила Штанцова

О музыке 80-х и современных поисках

Рок-н-ролл не умер, слава Богу. Хотя рок-музыка утратила свою роль, которую играла в 80-х. Сейчас рок стал формой. Но в то время в музыку пришли не музыканты, а скорее образованные дилетанты, но люди очень широких взглядов. Физик Гребенщиков, архитектор Бутусов… Я помню, как мы спорили о Бердяеве, о битниках, говорили о Ницше, об искусстве, конструктивизме, переводили песни Боба Дилана и так далее. То есть было очень много интеллектуального. А сейчас музыкой занимаются музыканты: они здорово играют — лучше, чем мы в свое время, но объема соприкосновения с жизнью такого нет, какой был в 80-х. Это ведь была не просто музыка, поэтому и появилось рок-движение. Это была тяга к свободе. И это движение занималось разрушением старых заскорузлых эстетических прокрустовых лож и давало выход в новые пространства. А сейчас как-то все узковато, на мой взгляд, как-то слишком профессионально. За этим нотным забором нет сверкающих горизонтов иного бытия и смысла.

Но дело идет, появляются молодые ребята-философы. Музыка развивается, идет много стилистических поисков. В Санкт-Петербурге больше тысячи рок-групп. В Москве, наверное, еще больше. Их никто не знает. Но их можно найти в интернете и послушать. Сейчас действительно очень много интересной музыки. И много сейчас рождается интересных поэтов. Меня очень радует, что сейчас, как в начале ХХ века, у продвинутой молодежи появился интерес к поэзии. Это очень здорово.

О демократии

Мы много играли со словом «демократия». Оно как граната в руке. И вот она взорвалась, и мы стоим все в этой грязи и мусоре, обрызганные всем этим пометом от этого взрыва. И демократии нет, и одна грязь на лице.

Концерт группы «ДДТ» состоялся 19 апреля во дворце спорта «Труд».

Илья Смирнов, IRK.ru

  • klaus 20 апреля 2012 в 16:39

    Был! Круто!!! клево! клево! клево!

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля