В иркутский прокат вышел второй голливудский фильм Тимура Бекмамбетова «Президент Линкольн. Охотник на вампиров».
Когда Линкольн был маленьким, с кудрявой головой, он рос в очень бедной фермерской семье — мало учился, много работал и рано лишился матери. Об этом вы можете прочитать в учебниках. Правда, там не сказано, как именно умерла мама Авраама. Однако в Голливуде недавно выяснили, что ее убили вампиры, и даже то, что вплоть до окончания войны Севера и Юга вурдалаками являлись все рабовладельцы-южане.
На этом боевом пути Линкольну оказывает неоценимую помощь некий Генри Стерджесс (Доминик Купер), который тоже вампир, но хороший — политкорректный и практически вегетарианец.
Дорогу к своему президентству Линкольн тоже, не сомневайтесь, прорубит себе топором. Снищет расположение северян, завяжет с Югом гражданскую войну и покончит с рабством ровно в тот же год, в каком это сделает Российская империя. Все это вы тоже можете прочитать в учебниках, но опять-таки с многочисленными купюрами по поводу топора, серебра и повального южного вампиризма.
Трейлер второго голливудского фильма Бекмамбетова сильно напоминает бессмертные хармсовские «Анекдоты из жизни Пушкина». До последнего верилось, что Тимур со своей командой наконец-то созрел до создания полноценной кинокомедии. То есть не такой убогой, как «Ирония судьбы. Продолжение», и не такой затрапезной, как «Елки». Снял же он 4 года назад в Америке сравнительно сносный боевик «Особо опасен», после которого стало как-то даже неудобно пенять казахскому постановщику за его «Дозоры».
Думается, большинству все-таки хотелось бы увидеть здесь нечто большее, чем стоеросовую серьезность, ничем не отличающуюся от той, с которой были сняты «Блэйд» и «Ван Хельсинг». К сожалению, именно эти фильмы следует считать подлинной предтечей «Президента Линкольна».
Хотя при реализации подобного сюжета, казалось бы, сам Бог велел взять за образец родригесовское «От заката до рассвета». Но нет: даже такой остроумец, как Тим Бертон, значащийся здесь продюсером, не сумел наставить Тимура Нуруахитовича на путь истинный. Уж подсунул бы ему, что ли, свою «Сонную лощину» как пример действительно изящной и иронической готики.
Но Бекмамбетову, понятно, не до шуток: он вновь снимает кино в единственном формате, на который способен, — в бесславном жанре рекламного ролика. Несомненно, это режиссер-профи с крепкой фантазией и какой-то в самом деле нездешней техничностью. Но к каждой своей задаче он всякий раз подходит с одних и тех же позиций.
Есть жанр литературного мэшапа. Есть литератор Грэм-Смит, написавший в этом жанре «Охотника на вампиров Линкольна» тотчас же после успеха своего дебютного романа «Гордость и предубеждение и зомби» (соавтор — Джейн Остин). Бекмамбетов прочел эту фантасмагорию точно так же, как он читал Лукьяненко или смотрел рязановскую «Иронию судьбы». Задачи, стоящие перед прирожденным рекламщиком, очевидны: любую «пургу» надлежит пиарить с нечеловеческим пафосом, руководствуясь учением доктора Геббельса о том, что «ложь должна быть грандиозной».
Если бы в фильме присутствовали осознанные шутки (пускай неудачные), он производил гораздо более вменяемое и правильное впечатление. Но в картине нет практически ничего, кроме малопримечательных спецэффектов да патриотической патетики.
Хармс (вот кто был истинным основателем мэшапа) закончил свой последний анекдот о Пушкине восклицанием: «Просто хоть святых вон выноси!». Если бы хоть у кого-то подобное вырвалось после картины Бекмамбетова, режиссер заслуживал бы самых продолжительных аплодисментов. Но у «Президента Линкольна» нет решительно никаких шансов на столь эмоциональную зрительскую реакцию.
Евгений Новицкий, IRK.ru