В иркутский прокат вышел фильм «Экипаж» — малопривлекательная драма Роберта Земекиса с потрясающей актерской игрой Дензела Вашингтона.
Ночь перед очередным рейсом матерый пилот Уитакер (Дензел Вашингтон), как всегда, провел в пьяном, наркотическом и сексуальном угаре. Темные очки, чтоб скрыть мешки под глазами, и профи экстра-класса садится за штурвал.
К сожалению, руководство авиакомпании, где ему выпало служить, халатно относится к собственному бизнесу и не чурается сажать пассажиров в самолеты, буквально разваливающиеся на глазах. Вот и аппарат Уитакера серьезно забарахлил в самой критической ситуации. Однако пилот совершил невозможное — приземлил «старое корыто» таким образом, что оно даже не взорвалось. К сожалению, шесть человек из ста, находившихся на борту, погибли, но это меньшее, что в принципе могло приключиться в данной ситуации.
Естественно, что Уитакер уже следующим утром проснулся в статусе национального героя. Однако в условиях развитой демократии и героев сажают в тюрьму. Создается комиссия по расследованию катастрофы, для которой алкоголизм Уитакера, конечно, не останется секретом. Что ж, пьяному, как известно, море по колено.
Новый фильм Роберта Земекиса заранее радует уже тем фактом, что вместо столь любимого режиссером Тома Хэнкса здесь играет Дензел Вашингтон — актер такого уровня, что само его наличие в какой угодно картине делает ее как минимум небезынтересной. И «Экипаж», конечно, идеально иллюстрирует означенное положение: не будь здесь Вашингтона, фильм бы попросту не состоялся, оставшись блеклым и безмерно затянутым социально-рекламным роликом о вреде алкоголизма.
Да и трудно было ожидать подвига от постановщика Земекиса. Все-таки его последний по-настоящему хороший фильм («Смерть ей к лицу») вышел ровно 20 лет назад. После этого создатель нетленок 80-х «Назад в будущее» и «Кто подставил кролика Роджера» пробавлялся приторными оскароносными драмами с тем самым Хэнксом, а в последние годы и вовсе перешел на мультфильмы.
Тем не менее «Экипаж» — все-таки событие, пусть и за счет одного только Вашингтона. Иными словами, это лента, которую едва ли стоит выдвигать на «Оскар» в номинациях «Фильм года», «Режиссер года» или «Сценарий года», но главного героя которой грех не наградить статуэткой за главную мужскую роль года.
Готов повторить и в десятый раз: «Экипаж» сделан Вашингтоном. Без него это зрелище не вытерпел бы ни трезвенник, ни язвенник, ни алкоголик, ни трудоголик. А с Дензелом — просто-таки отлично смотрится.
Наперекор сценаристским (и, надо полагать, режиссерским) установкам, Вашингтон играет своего Уитакера именно как героя, который на любой косой взгляд в его сторону готов тотчас ответить сокрушительной репликой Велюрова из «Покровских ворот»: «Ну, а кто не пьет? Назови! Нет, я жду!». В какой-то момент Уитакер и вовсе произносит отчаянный спич, один в один повторяющий содержание нетленной песенки Сергея Шнурова «Алкаш». И как ни удивительно, у голливудца с имиджем «правильного парня» такая речь получилась ничуть не менее убедительной, чем у славного питерского рок-певца свободы.
Пилот Уитакер считает, что никому ничего не должен, — и правильно считает. Вероятно, 999 актеров из тысячи на месте Вашингтона дали бы понять, что Уитакер заблуждается — и герой в их исполнении неминуемо выглядел бы подонком и отбросом, которому случайно свезло в ЧП. Дензел же взглянул на своего персонажа взором, свободным от досужих догм, как взглянул бы и всякий человек, не отравленный «прогрессивными» американскими взглядами на торжество справедливости.
Финал фильма, естественно, разочаровывает (иного и нельзя было ждать от Земекиса), но Дензел даже здесь ухитрился оказаться молодцом. Пожалуй, лучший способ проверить, «от Бога» актер или нет — поступить с ним именно так, как Земекис с Вашингтоном. Дать актеру прочесть оглушительно фальшивый монолог и посмотреть, что выйдет. У Дензела, вопреки всякой логике, все вышло превосходно. Думается, именно для таких людей и придуман раскатистый эпитет «талантище».
Евгений Новицкий, IRK.ru
Евгений, вы бы определились: малопривлекательная драма или небезынтересная, вы такой противоречивый)