В иркутский прокат вышел норвежский приключенческий фильм «Кон-Тики», снятый на основе самой знаменитой экспедиции легендарного Тура Хейердала.
В 1947 году норвежский ученый-антрополог Тур Хейердал (Поль Сверре Вальхейм Хаген) отваживается на неслыханную затею, чтобы доказать свою теорию о предполагаемом первоначальном заселении островов Полинезии жителями Южной Америки, а вовсе не выходцами из Азии, как принято было считать. Для этой цели Тур строит плот, как у древних, и, не прибегая ни к какому современному оснащению (исключая радио- и кинооборудование), в компании пятерых добровольцев пересекает на этом суденышке Тихий океан.
Увлекательное и опасное путешествие проходит как в сказке — длится 101 день и триумфально заканчивается без какого-либо ущерба для экипажа. На ближайшие полвека Тур Хейердал становится мировой знаменитостью. Слава его не угасает и сегодня.
О, сколь должны возрадоваться зрители, с детства обожающие «Индиану Джонса» Стивена Спилберга или хотя бы «Мумию» Стивена Соммерса! Что уж говорить о тех уроженцах СССР, для которых «Клуб кинопутешествий», ведомый верным хейердальским «соратником» Юрием Сенкевичем, годы напролет являлся флагманом в мире этих самых путешествий.
Для нас, советских, норвежец Тур Хейердал всегда был самым родным, самым любимым, «самым нашим» путешественником. Путешественником № 2 был, естественно, Сенкевич. Номером три — Кусто. Других попросту не имелось.
Поэтому Хейердалом и всяческой «хейердальщиной» в позднесоветское время была заполнена если не вся ниша документальных кинопутешествий и книгопутешествий, то, пожалуй, наибольшая ее часть. Не удивительно, что первого художественного фильма о Хейердале именно в России ждали как манны небесной. Ведь даже на своей благословенной родине Тур, кажется, не столь знаменит и любим, как у нас.
«Кон-Тики» оказался самым дорогим норвежским фильмом из когда-либо снятых (несмотря на то что бюджет в 16 миллионов долларов по голливудским меркам попросту смехотворен). В этом году картина была номинирована на «Оскар» в качестве лучшего иностранного фильма (награду в итоге присудили австрийской удушливой драме «Любовь»).
Но все-таки за рубежом ни заоблачных сборов, ни внятного резонанса на долю ленты не выпало. Тем не менее, у непредвзятого зрителя фильм «Кон-Тики» должен вызвать исключительно положительные эмоции. Это действительно одна из лучших приключенческих лент современности, причем сама ее ткань оказалась почти не отравленной голливудскими представлениями о «блокбастерности».
Причины того, что создатели подошли к работе над лентой «Кон-Тики» с похвальным тщанием, ощущаемым здесь в каждом кадре, проистекают не столько из ее документальной основы, сколько из факта, что речь идет об одном из самых известных путешествий прошлого века.
История «Кон-Тики» (для тех, кто «в танке»: Кон-Тики — индейское божество, в честь которого был назван пресловутый хейердальский плот) подробнейшим образом изложена в одноименном супербестселлере, написанном Туром по горячим следам своей экспедиции, а также в им же срежиссированном документальном фильме 1950 года (вот эта-то лента как раз получила в свое время «Оскара»).
Страна производства, естественно, тоже сыграла весомую роль в художественном успехе нынешнего «Кон-Тики». В Голливуде, понятно, начхали бы на все прославленные источники и запросто «слепили» бы из Хейердала очередного Джека Воробья. Следует лишний раз помянуть добрым словом покойного Тура — ведь какое счастье, что он продал права на свою историю именно соотечественникам.
В итоге фильм оказался бесконечно далек не только от сказочности «Пиратов Карибского моря», но и от «жизненности» недавней «Жизни Пи». Фрейдистский эпос о смуглом мальчике и полосатом хищнике — фильм, безусловно, удавшийся (прежде всего в силу своей диковинности), однако удручающее компьютерное происхождение одного из главных героев (тигра) все-таки недалеко увело «Жизнь Пи» от «Пиратов» и иже с ними.
Не то в «Кон-Тики». Например, к компьютерным акулам в фильме не возникает никаких претензий: видимо, здесь кинематографисты расходуют выделяемые им скромные бюджеты строго по назначению, в отличие от расточительных киношников Калифорнии.
Сцены с медленно проплывающей под плотом огромной китовой акулой или с электрическими скатами, мерцающими в ночной водной глади, по-настоящему прекрасны. Несомненно, эти кадры всерьез и надолго впечатаются в сознание счастливого зрителя.
Безупречны и актеры с их ярко выраженной скандинавской внешностью. Сын Хейердала и его первой жены Лив (той самой, которая фигурирует в начальных и заключительных эпизодах данной картины) так прямо и сказал — мои родители, мол, словно бы ожили во всей своей подлинности в этом байопике.
Помимо книги Хейердала «Путешествие на „Кон-Тики“», на которой выросло не одно любознательное поколение, в общем доступе есть еще и документальный фильм, включающий в себя все кадры, лично снятые Туром во время экспедиции. И нелицеприятная правда заключается в том, что «всамделишный» «Кон-Тики» 1950 года до сих пор вызывает гораздо больше эмоций, чем замечательный «Кон-Тики» сегодняшний. Если «Кон-Тики-2012» смотрится хоть и на одном дыхании, но все-таки без преувеличенных восторгов, то черно-белый и фактически немой (вместо естественных звуков там лишь постфактумный комментарий Хейердала) «Кон-Тики-1950» воодушевляет так, как это удавалось лишь наиболее грандиозным шедеврам киноискусства.
А главное, при сопоставлении «старого» и «нового» фильмов резко бросается в глаза, как все-таки много в этой истории выдумщики-киношники переиначили на свой утилитарный лад. Да и не столько переиначили, сколько попросту опустили те или иные важнейшие детали, эпизоды. Если попытаться измерить эти две картины не в плане качества, а, так сказать, в смысле количества, то «Кон-Тики» пятидесятого года, который идет около часа, выиграет у нынешнего двухчасового блокбастера по всем статьям. То есть самих событий в тот небольшой документальный фильм поместилось больше, чем в эту художественную ленту.
И все-таки перед нами прекрасный приключенческий фильм, снятый по мотивам великого документального кино. Переплавить «великое» всего лишь в «прекрасное» — это уже, в сущности, неплохо. Элементарная алхимия и практическая магия кино действуют исправно — смотреть и радоваться можно, так чего же нам боле? Не в 1950-й же год на машине времени перемещаться.
Евгений Новицкий, IRK.ru
Я считаю, что фильм очень нужный. Те, кто пишет на различных форумах и в группах, обсуждая, что это фильм, где Хейердал пересёк Атлантику, может хоть после просмотра чего-то новое для себя откроют.