Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Бюджет по осени считают

Проект бюджета Иркутской области представят в ближайшее время на заседании регионального правительства. В этом году интерес к главному финансовому документу «подогрет» надвигающейся рецессией и опасением по поводу снижения налоговых поступлений. Однако региональный минфин ситуацию не драматизирует: «Бюджет будет сложным, жестким, но абсолютно управляемым».

Тем не менее пояса затянуть придется. На чем собираются сэкономить региональные власти? Стоит ли опасаться того, что Иркутск из-за выпадающих доходов не сможет выполнить план по сдаче детсадов? Об этом рассказали заместитель председателя правительства Иркутской области Алексей Зезуля и министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова.

Как отмечают в минфине, стоит ожидать снижения поступлений по налогу на прибыль, однако, по целому ряду других платежей имеется рост. Кроме того, для территорий (в том числе и для Иркутска) предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Экономия? Урезание? Оптимизация!

Пока об основных параметрах бюджета говорить рано — идет работа над проектом, планируется, что 21 октября бюджетные позиции будут обсуждаться на заседании регионального правительства. А 25 октября (пожалуй, впервые в истории области) будет внесен не просто проект бюджета в стандартном исполнении, но документ, который включает 17 госпрограмм по основным направлениям деятельности регионального правительства.

Как сообщил 16 октября на сессии ЗС губернатор Приангарья Сергей Ерощенко, Иркутская область — в числе первых регионов РФ, формирующих бюджеты на ближайшие три года по программному принципу.

Основу областного бюджета составят 17 государственных целевых программ. Такой принцип позволяет осуществлять контроль за эффективным использованием финансовых средств, которые выделяются на реализацию программ федеральным центром и предусматриваются в областном и местных бюджетах.

— В рамках этих госпрограмм министерства будут отчитываться не только за потраченные деньги, но и за достижение конкретного результата, — рассказывает Алексей Зезуля. — Что касается параметров, бюджет будет сложным, жестким, но абсолютно управляемым. В первую очередь будет сокращаться объем неэффективных расходов — исходя из информации, которую мы получили. В частности, мы сравнили стоимость услуг разных бюджетных учреждений и обнаружили, что в некоторых из них суммы затрат на оказание одной и той же услуги различаются в разы! Мы призываем наших профильных министров социального блока: сходите в больницы, в школы, в соцучреждения и посмотрите, что там происходит.

Зампред подчеркивает: нужно считать, что сколько стоит, а не просто давать деньги — оценивать, где ту же услугу можно получить по средней, а не максимальной цене. К примеру, при таком подходе только по «социальной услуге на дому» можно получить годовую экономию в размере 1 миллион рублей. А ведь из областного бюджета финансируется порядка 200—300 услуг. Если по каждой оптимизировать бюджетные затраты, экономия получается существенная.

— Невозможно до бесконечности раздувать штаты работников. Если у нас в каком-то учреждении услуг оказывается на три копейки, а затраты — на тысячи, с такими расходами нам придется что-то делать. Когда я сравниваю стоимость одной и той же услуги, к примеру, в Саянске и в Зиме, и вижу там перекос в два раза, это говорит о том, что у этих учреждений разнится эффективность расходования денег. Кстати, сходная ситуация и по муниципалитетам: они могут располагаться по соседству, иметь сходный экономический уровень, но показывать разную эффективность расходования бюджетных средств. Одни работают с бюджетом, а другие нет. Многое зависит именно от эффективности управления. Посмотрите на Черемхово — видно, что там с бюджетом работают. Не кричат, а делают.

— Мы приостановили по ряду бюджетных учреждений закупки, без которых можно обойтись, в том числе некоторых видов техники, автомобилей и так далее. Но все это не связано с урезанием финансирования основных статей, а имеет отношение к рациональному расходованию, — подчеркивает Алексей Зезуля.

Минфин предполагает ввести финансовые нормативы: если раньше речь шла только о деньгах, которые либо урезали, либо добавляли, теперь все расходы будут «привязаны» к целям и к достижению конкретных показателей.

— Не просто прописывается «улучшение качества жизни» или «повышение уровня образованности», а конкретно, по мероприятиям, оценивать не только количественные, но и качественные показатели (процент жалоб, процент использовании средств и так далее), — поясняет зампред правительства. — Эта новая система позволит сделать бюджет более эффективным, не урезая его, а перераспределяя внутри расходы с менее качественных на более качественные мероприятия. Это первая мера, которая будет принята в целях оптимизации.

Вторая — это привлечение кредитов: нам придется занимать средства, чтобы покрыть бюджетный дефицит. Но сделать это надо так, чтобы заимствования шли в большей степени на развитие территории, а не «проедались».

И третье направление — это продолжение работы с крупными компаниями по мобилизации дополнительных доходов. И здесь есть резервы. Именно по этим трем блокам будет работать региональное правительство в части оптимизации бюджета.

На заседании в правительстве. Фото Алексея Головщикова
На заседании в правительстве. Фото Алексея Головщикова

Вот и «подушка безопасности» пригодилась

Предполагается, что правительство будет привлекать кредиты, в том числе и из федерального бюджета, но ситуацию зампред не драматизирует:

— У нас неплохие базовые показатели (размер госдолга невелик). К кризису мы подошли с хорошими финансовыми результатами. По всей стране идет снижение по налогу на прибыль (порядка 19 %), не только у нас. Но мы готовились к этой ситуации — создан областной резервный фонд, велась работа по снижению госдолга. Все это — антикризисные механизмы, которые мы запустили, когда были на пике финансового благополучия. И это та самая финансовая «подушка безопасности», которая позволяет нам чувствовать себя уверенно даже в это непростое время. А помните, как коммунисты возражали, обвиняли нас в том, что мы тут «кубышку» создали. Сегодня мне хочется спросить: и что бы мы сегодня делали, если бы не было у нас этой кубышки?

На сегодня у областного бюджета «подушка безопасности» составляет 4,1 миллиарда рублей. Это дает возможность маневра для выполнения социальных обязательств в полном объеме.

Защищенные статьи

— Налог на прибыль является основным формирующим областной бюджет, и доходы по нему действительно будут получены в меньшем объеме, — вновь возвращается к наболевшей теме Алексей Зезуля. — Это вынуждает нас оптимизировать расходы. Но все, что касается выплаты заработной платы бюджетников, реализации майских указов президента, оказания мер социальной поддержки и обязательств перед населением — эти статьи будут исполнены в полном объеме и не подлежат сокращению.

Министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова подчеркнула, что на следующий год областной бюджет также несет обязательства по доведению уровня зарплат бюджетников до среднего по экономике. При этом средний уровень зарплат будет увеличиваться и дальше, соответственно, и бюджетные расходы по этому направлению тоже будут расти. Кроме того, нужно будет исполнять принятый недавно «Закон о детях войны» — а это тоже дополнительные расходы.

Дела межбюджетные

Отношения между уровнями бюджетов — тема отдельная и болезненная. Этой осенью она обострилась в связи с тем, что был принят закон «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты», по которому у Иркутска выпадает часть налоговых доходов.

На сессии ЗС губернатор Сергей Ерощенко подробно остановился на этом законопроекте. Глава региона сообщил, что согласно изменениям в федеральном законодательстве, областной бюджет со следующего года берет на себя нагрузку по выплате зарплаты персоналу дошкольных учреждений, а также расходы по приобретению обучающих игр и игрушек для детских садов. В денежном выражении это составляет 7,9 миллиарда рублей, частично компенсировать которые субъектам РФ предлагается за счет изъятия из местных бюджетов в свою пользу до 10 % налога на доходы физических лиц.

Губернатор подчеркнул, что Иркутская область — единственный регион в СФО, который в полном объеме берет на себя полномочия по финансированию дошкольных учреждений, предусмотренные законом «Об образовании в Российской Федерации», и при этом оставляет территориям дополнительные 2,5 % доходов по НДФЛ.

По словам Сергея Ерощенко, такой подход направлен на стимулирование территорий к развитию своего социально-экономического потенциала.

— С 2011 года область (равно как и другие субъекты РФ) разменивается расходными полномочиями с федеральным центром, — напоминает руководитель минфина Наталия Бояринова. — На уровень субъектов РФ с муниципального уже переданы учреждения здравоохранения, и с 1 января 2014 года области передаются дошкольные учреждения. Школьное образование на уровень субъекта передано еще раньше.

При этом, как поясняет руководитель регионального минфина, федеральный законодатель, передавая полномочия от муниципалитетов субъектам, принял решение о компенсации части выпадающих доходов (через регулирование нормативов по НДФЛ). В этой связи в Бюджетный и Налоговый кодексы были внесены изменения. Таким образом перераспределяется процент от налога на доходы физических лиц — субъектам РФ предоставлено право распоряжаться дополнительно пятью процентам НДФЛ (можно передать эту часть муниципалитетам или оставить себе). И в законе о межбюджетных трансфертах обозначено, что из 5 % НДФЛ половина (2,5 %) передаются на уровень МО.

— Баланс интересов области и территорий учтен в максимально оптимальном варианте, — подчеркивает Наталия Бояринова. — Когда мы рассчитывали нормативы по закону о межбюджетных трансфертах, одним из важнейших критериев было — чтобы в результате его принятия выиграло наибольшее количество муниципалитетов. Поэтому из 42 муниципальных округов практически все в результате остаются в плюсе, за исключением нескольких, которым будут предоставлены дотации из областного бюджета. По расчетам минфина, Иркутск вошел в состав выигравших муниципалитетов.

Кроме того, как объясняют в минфине, территории получают поддержку областного бюджета за счет того, что область из своих средств строит социальные объекты для муниципалитетов.

— И это немалое подспорье, потому что даже город Иркутск не может в полном объеме обеспечить строительство детсадов, предписанное майскими указами президента, — замечает Бояринова.

— То есть детсады мы продолжим строить, невзирая на рецессию и снижение налоговых доходов. Будут возводиться и другие соцобъекты. Здесь урезания не будет. Бюджет остается социально ориентированным, — подчеркивает министр финансов.

Мария Щербакова, IRK.ru

  • Zusman 21 октября 2013 в 15:16

    Эх…… всё схвачено, как сказала Бояринова :"В максимально оптимальном варианте"… клево!
    Ну хоть не собираются останавливать стройки детских садикок, которых так катастрафически нехватает не знаю

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля