Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Нина Крылова: «Музей часов — живой, звучащий»

Музей часов. Сюда спешат ангарчане привести гостей, они ходят с детьми и долго, тихо переговариваясь, прислушиваются к перезвону часов. Необычную коллекцию с гордостью представляют солидным комиссиям и туристам со всех уголков мира. Эти экспонаты самые уважаемые музеи России и зарубежья готовы принять с большой радостью. О причинах неугасающего интереса к необычной экспозиции рассказывает Нина Крылова, директор Ангарского городского музея часов.

— Нина Кузьминична, расскажите, пожалуйста, об основателе музея.

— Музей часов открылся в марте 1969 года, тогда он не имел своего названия, а был частью народного городского музея, в состав которого входила коллекция часов и художественная коллекция. Мы до сих пор являемся единственным музеем часов в России. Но этой необычной экспозиции у нас не было без Павла Васильевича Курдюкова, ангарчанина-коллекционера, который на протяжении многих лет собирал старинные часы.

— Как формировалась его коллекция?

— Из 77 лет жизни Павла Васильевича более 50 было посвящено часам. Родился он в 1908 году, в селе Сретенье Вятской губернии, в семье крестьянина. Рано стал увлекаться механикой, ремонтом часовых механизмов. Постепенно у него формировалась небольшая коллекция часов. В 1950 году семья Курдюковых приехала в Ангарск. Павел Васильевич устроился электромехаником по ремонту контрольно-измерительных приборов и продолжил целеустремленно заниматься часами.

В квартире Курдюковых часы были повсюду. Слава об удивительной коллекции распространилась далеко за пределы Ангарска. Ангарчане и гости города приходили в квартиру Курдюковых, как в музей.

В 1968 год Ангарский горисполком принял решение об организации городского музея и выкупил коллекцию. Около ста часов разместились сначала в одном небольшом зале по улице Глинки и явились основой для создания первого в нашей стране музея часов.

В 1985 году Павел Васильевич ушел из жизни, оставив городу замечательный музей — гордость Ангарска, известную далеко за пределами Иркутской области. На торжественном открытии нового здания 29 марта 1993 года красную ленту разрезала его супруга, Ульяна Яковлевна. А в октябре 2001 года музею часов присвоили имя Павла Васильевича Курдюкова.

— Как коллекция пополнялась уже после открытия музея?

— Вы же понимаете, что одному человеку в Сибири собрать коллекцию часов 18 или 19 века было бы практически невозможно. Особую роль сыграли его друзья и добровольные помощники. Формирование коллекции проходило поэтапно. Ежегодно музей закупал новые экспонаты. Некоторые часы — дары Павла Васильевича, посетителей и почитателей музея.

В 1974 году о коллекции Курдюкова написали в журнале «Огонек» — в те годы это был самый любимый и читаемый журнал Советского Союза. Статья журналиста Сбитнева под названием «Есть ли у часов душа?» вызвала ошеломляющий отклик. Люди из разных уголков огромнейшей страны начали отправлять в Ангарск самые разнообразные часы совершенно бескорыстно.

В 1972 году Павел Васильевич ушел на пенсию, но продолжал трудиться вместе со своей женой Ульяной Яковлевной в музее часов. Супруги искали новые экспонаты и вели большую переписку. Писали им из самых разных уголков страны — Москвы и Владивостока, Праги и Братиславы, Еревана и Алма-Ата — всей географии не перечислишь.

— Какая из историй появления часов в коллекции вам особенно запомнилась?

— Мы нашли открытку от Рикман Марии Леонидовны, жительницы Ленинграда. В 70-е годы она приехала к своим друзьям в Ангарск, побывала в музее часов, и наша коллекция так удивила Марию, что она решила подарить музею старинные английские часы из бронзы конца 17 — начала 18 века. Таких часов в мире остались единицы. Вернувшись в Ленинград, она запаковала их в обыкновенный деревянный посылочный ящик и отправила в Ангарск. Так в музейную коллекцию попал один из самых интересных и значимых экспонатов, музейный раритет.

— Что из себя представляет коллекция музея сейчас?

— Собрание часов сейчас очень разнообразное и интересное. Например, часы 18—20 веков стран Западной Европы, России, Японии в корпусах из бронзы и мрамора, фарфора и дерева. Эти экспонаты — прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства мастеров прошлых столетий и современного декора. Не менее интересны и современные экземпляры.

Сейчас, проходя по залам, невольно вспоминаешь известное изречение: «Время до нас, время после нас, а при нас его нет». И, может быть, именно в музее часов можно задуматься о значении времени. Настроиться на философский лад помогают тихие перезвоны настенных и строгий бой напольных часов, размеренный стук ходиков…

— А насколько заметны какие-то национальные или культурные особенности в старинных часах разных стран?

— Например, часы с кукушкой. Мало кто знает, что впервые часы такой формы появились в 18 веке в Германии, в Шварцвальде. Часы с кукушкой стали символом часового дела Германии. Немецкие часовые мастера создавали довольно оригинальные часы: часы-копилка, часы-фонтан, музыкальные, разнообразные, в фарфоровых корпусах.

18 век принято называть «золотым» в часовом деле. В это время часы — не только точные приборы, но и предметы декоративно-прикладного искусства. В оформлении их корпусов находят отражение разнообразные художественные стили.

Один из самых роскошных экспонатов музея — французские часы конца 18 века «религиэзы», выполненные в стиле эпохи Людовика Четырнадцатого. Корпус часов изготовлен в технике «буль» с богатой бронзовой аппликацией, кариатидами, украшен замысловатым орнаментом. Боковые кариатиды — традиционные фигурки, символизирующие времена года. Центральная бронзовая композиция может служить иллюстрацией к древнегреческому мифу о Фаэтоне. Корпус опирается на фигурки четырех коней — символ быстротечности времени.

Экспозиция второго этажа открывается залом, в котором представлена коллекция французских каминных часов 19 века. В начале 19 века предпочтение отдавалось классическим формам. Для изготовления часовых корпусов использовали бронзу в сочетании с мрамором, фарфором, малахитом. Корпуса настольных и каминных часов этого времени состояли из основы и верхней декоративной части. На основе, имеющей форму правильного симметричного прямоугольника, изготовленного из позолоченной бронзы или мрамора, помещались разные скульптурные композиции. Аллегорические фигуры окружались гирляндами, лавровыми венками, геометрическим орнаментом.

Одним из ведущих мастеров начала 19 века был Ленуар Раврио, знаменитый парижский бронзовщик. В экспозиции представлены часы фирмы Раврио «Сен-Бернар». Корпус выполнен из золоченой и патинированной бронзы. Композиционный сюжет хорошо известен: Сен-Бернар и сенбернары. О собаках спасателях ходили легенды. Часы являются своеобразным памятником сенбернару Барри, который за время своей службы в монастыре спас около 40 человек.

Позднее классические формы были дополнены ампирными атрибутами: мраморными колоннами, триумфальными арками, военными эмблемами. Корпуса часов эпохи классицизма и ампира отражают возродившийся интерес к античной культуре. Интереснейший экспонат этого времени представлен в экспозиции — часы интерьерные «Афина Паллада» — декоративное оформление, литье мастера Пиата.

В зале часов Японии конца 19-го — начала 20-го века экспонаты отличаются особым своеобразием и изяществом. В витринах — часы известных фирм «Сейко», «Ташимото», «Акабиси».

Большую часть экспозиции занимает раздел «Часы России», который включает в себя экспонаты 19—20 веков. Здесь звучит музыкальная шкатулка, кукует деревянная кукушечка, удивляет каждого посетителя «русская диковинка» — деревянные часы вятских мастеров Бронниковых.

Интересна и коллекция часов специального назначения: часы танковые, авиационные, автомобильные, шахматные, из часовой мины и другие. Но гордостью этого собрания являются, конечно, часы «космические» — дар музею космонавта Гречко.

— Как часто вам сейчас дарят часы?

— Регулярно. Благодаря этому наша коллекция ежегодно пополняется. Люди с большой любовью относятся к музею часов. В силу своей уникальности, оригинальности он всегда вызывает особый интерес.

Лет пять назад мы начали комплектовать коллекцию юбилейных часов. И за это время собрали много удивительных экземпляров, посвященных советским наградам, праздникам, историческим датам и событиям. Причем не только отечественных часов. Из Китая, например, привезли часы, посвященные 100-летию Мао Цзедуна. Есть часы, посвященные 250-летию буддизма в России, подаренные ламой. В этом году известная швейцарская фирма Longines отмечала 135-летие сотрудничества с Россией. В честь этого события фирма выпустила ровно 135 часов специальной серии. Один экземпляр в торжественной обстановке вручил Музею часов президент компании.

— В чем, на ваш взгляд, секрет столь пристального внимания к вашему музею?

— Это, безусловно, общая атмосфера музея. Уникальная коллекция часов достойно представлена в экспозиции. Многие посетители говорят, что наш музей — живой, звучащий. В экспозиции можно не только увидеть самые разнообразные часы, но и услышать их голоса. В залах музея каждый день звучит музыка времени.

IRK.ru

  • Doloress 6 ноября 2013 в 13:12

    ой я люблю этот музей!

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля