Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Под «спайсом»

Мы встретились с наркоманом, сестрой наркозависимого человека и руководителем фонда «Город без наркотиков», чтобы они рассказали о проблеме, побороть которую, кажется, невозможно.

Болезнь?

Большинство обывателей знакомы с наркоманией лишь понаслышке. Они считают, что их эта беда не коснется. Но иногда все внезапно меняется — благополучная вроде бы семья перестает быть таковой.

Светлана, сестра наркозависимого:
— Представляете, вы приходите уставшие домой, вам хочется скинуть с себя верхнюю одежду, кинуть сумку на тумбочку и просто расслабиться. Вместо этого в своем же доме вам приходится прятать вещи, чтобы их не вынесли и не обменяли на наркотики. Почти каждый день вы замечаете, что из дома все равно пропадают ценности, а ваш близкий человек меняется на глазах. И ничего не можете с этим поделать. Страшно.

Принято считать, что наркомания — это болезнь и все наркозависимые — больные люди. Но только не в тех семьях, куда пришла беда.

Светлана:
— Вот все говорят, что наркомания — это болезнь. Болезнь — это грипп, туберкулез, рак, но никак не наркомания. Люди же не выбирают, когда им заболеть, а когда нет: «А не заболеть ли мне сегодня раком?». Наркоманию выбирают… Ею нельзя заразиться, это самостоятельный выбор каждого человека: ты либо начинаешь употреблять, либо нет. Какая это болезнь? И каждый человек сам принимает решение: избавляться ему от этой зависимости или нет.

Незаконная реабилитация

Если наркомания — это все-таки болезнь, то как ее лечить? Наверняка, все слышали о реабилитационных центрах. В Иркутской области, по данным регионального УФСКН, в 2012 году существовало 42 таких центра. Прием во все учреждения проходил по одному главному принципу — с согласия пациента. Как думаете, много ли людей добровольно откажутся от «кайфа» и пойдут лечиться? Это открытый вопрос. Но с 2005 по 2008 года в Иркутской области существовала альтернатива —- реабилитационный центр общественного фонда «Город без наркотиков», содержание в котором было принудительным.

Александр Шумилов, президент общественного фонда «Город без наркотиков»:
— Мы, с письменного заявления и согласия родителей, забирали наркозависимых в наш реабилитационный центр и удерживали их там принудительно. Но потом на нас стали писать заявления о похищении и незаконном удержании. Реабилитационный центр пришлось закрыть.

До 25 ноября в нашей стране принудительное лечение наркозависимых было незаконным. Теперь поправки к закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» подписаны Владимиром Путиным, они вступят в силу спустя 180 дней после подписания. Согласно поправкам, наркозависимого могут отправить на диагностическое обследование, профилактику, реабилитацию или принудительное лечение, если он не приговорен судом к лишению свободы. В случае, если человек будет отклоняться от лечения, на него могут наложить штраф до пяти тысяч рублей или арест сроком до 30 суток. Контроль за исполнением будет осуществлять уголовно-исполнительная инспекция.

Теперь наркозависимого могут отправить на диагностическое обследование, профилактику, реабилитацию или принудительное лечение, если он не приговорен судом к лишению свободы.

Общественный фонд «Город без наркотиков» появился в Ангарске в 2005 году. Сейчас главная задача организации — закрытие наркоточек совместно с силовыми структурами. Помимо этого, сотрудники фонда занимаются антинаркотической пропагандой. С 2013 года организация начала работать и в Иркутске. Стоит отметить, что фонд создавался по собственной инициативе четырех человек и на их деньги. По словам Александра Шумилова, к бюджетным деньгам «Город без наркотиков» не имеет никакого отношения принципиально. «На самом деле, это народное восстание. В 2005 году мы выпрыгнули из окопа и побежали вперед, оглядываемся, а за нами уже люди бегут. Можно сказать, что наш фонд — это социальный заказ, нашему городу это было необходимо», - рассказывает Александр Шумилов.

Александр Шумилов:
— Сейчас мы работаем совместно с полицией. У нас появляется информация о новой точке распространения, мы находим наркомана, который совершает для нас проверочную закупку, после этого мы сообщаем в полицию, что у нас есть возможность купить там-то и там-то. Дальше идет проверочная закупка в рамках оперативно-разыскных мероприятий, возбуждается уголовное дело, после чего осуществляется уже контрольная закупка и барыгу задерживают. Если брать Иркутск и Ангарск вместе, то в среднем в месяц с нашей помощью возбуждается 15 дел.

Своими действиями активисты наступают на кошелек людей, заинтересованных в сбыте наркотиков. Без последствий такая деятельность не проходит.

Александр Шумилов. Фото из личного архива
Александр Шумилов. Фото из личного архива

Александр Шумилов:
— В 2006 году в меня стрелял человек, которого поймали за распространение наркотиков по нашей наводке, но отпустили под подписку о невыезде. После нападения его задержали, он повесился в камере. Тогда я и понял, что уже все серьезно.

Колоться больше не модно

Одновременно с новыми методами борьбы с распространителями наркотиков меняется и рынок психотропных веществ. Появляются все новые виды и способы распространения наркотиков. Самое громкое нововведение последнего времени — это так называемые спайсы, синтетические курительные смеси.

По данным на сегодняшний день, 47 заводов в Китае производят компоненты при смешивании которых и получаются JWH (курительные смеси — прим.ред.). В отдельности компоненты не являются наркотиками, но все меняется, когда составные части объединяют в миксы.

По словам Александра Шумилова, спайс стал опаснее героина:
— Во-первых, «спайс» страшен своею легкодоступностью. Во-вторых, о нем мало кто еще знает и понимает, что это не просто курительная смесь, а самый настоящий наркотик. Третья беда — не существует бюджетного способа тестирования человека на факт употребления. Определить, употреблял ли он миксы, можно только по характерному поведению. В четвертых, «спайс» хаотично распространяется. Вы, наверняка, видели надписи с номерами телефонов на стенах. Чтобы получить смесь, нужно позвонить на указанный номер, в ответ придет номер киви-кошелька, на который нужно положить деньги. После этого в ответ присылают место хранения дозы. Или не присылают. Вроде бы все на поверхности, но на самом деле все происходит очень скрытно, с большой осторожностью. Это сильно затрудняет работу правоохранительным органам. Практика борьбы с распространителями смесей пока только нарабатывается. У нашего фонда уже было два задержания по спайсам.

«Спайс» страшен своею легкодоступностью. О нем мало кто еще знает и понимает, что это не просто курительная смесь, а самый настоящий наркотик. «Спайс» хаотично распространяется.

Александр отмечает и еще одну проблему — в определенных молодежных кругах «спайс» моден. Теперь колоться — стремно, а курить — вроде как приемлемо. При этом никто из употребляющих миксы не считает себя наркоманом. Спайс опасен еще и тем, что невозможно рассчитать дозу. — Один барыга рассказывал, что на днях он переборщил с дозировкой компонентов — двоих откачали, одного не успели, — говорит Александр.

Человек под «спайсом» не дает оценку всему происходящему, он в ирреальном мире. Когда наркотик начинает отпускать, приходят жуткие головные боли. Но лучше об этом расскажет «потребитель со стажем».

Александр, он же Сергей

Этому мужчине 39 лет. Первый раз Сергей попробовал анашу в 17. Потом перешел на тяжелые наркотики и кололся 14 лет. С 2006 по 2011 год находился в стадии ремиссии, но в 2011 году попробовал «спайс» и подсел. На момент нашей встречи, он не употреблял наркотики 40 дней.

Сергей. Фото IRK.ru
Сергей. Фото IRK.ru

Александр, наркозависимый в период ремиссии:
— От героина я смог отказаться на Сахалине. Уехал туда работать. Там я «на сухую» (без медикаментов — прим.ред.) смог пережить ломку. Какое-то время не принимал наркотики, но в 2011 году поехал работать в Москву и там впервые и попробовал «спайс». Это очень опасный наркотик, если не самый страшный! Ощущение, что ты попадаешь в состояние комы. «Миксы» вызывают сердечный приступ и кажется, что это кайф, но на самом деле это предсмертное состояние. Кто-то пугается этого и перестает вообще употреблять, кто-то напротив входит в азарт. Но я ночью просыпался от боли, подушку кусал так, что зубы стер.

По словам Александра, дошло до того, что он стал выкуривать по несколько пакетиков смесей в сутки. Каждые 15—20 минут случались приступы удушья. Потом на теле стали появляться непонятные пятна. Только после этого мужчина испугался и решил попробовать отказаться от зависимости.

Александр:
— Раньше меня звали Сергей. Но после отказа от наркотиков я заново крестился и стал Александром. Отказался от наркотиков и заново родился. Возможно, эта тема покажется мистической, но с того момента, как я отказался, я стал нести только добро людям. То, что я видел, я не могу рассказать словами. Я сейчас несу людям только свет, добро и правду. Из меня льются стихи. У меня дочь, мне нужно жить для нее.

Сейчас Александр уверен, что употреблять больше никогда не будет. Объясняет это тем, что появился смысл жизни.

* * *

После общения с наркоманами напрашивается единственный вывод — человек сам себе создает проблемы. При этом от наркотиков страдает не только наркоман — он ставит под удар всю семью. На вопрос «Зачем вы начали?» большинство называет несколько причин: пробуют за компанию, из любопытства, чтобы заглушить какую-то боль или просто от скуки.

Справка

По данным министерства здравоохранения Иркутской области, в 2012 году в Иркутске 2923 наркозависимых находились под диспансерном наблюдением, в Ангарске — 1544 человек, в Братске — 1622, всего по Иркутской области — 10043 человека. Но следует понимать, что наркоманы добровольно на учет не встают, поэтому объективные цифры намного выше. По оценкам экспертов, реальное число наркозависимых превышает статистические данные в пять—десять раз.

Сотрудники Управления ФСКН России по Иркутской области в 2012 году изъяли 943 килограмма 881,987 граммов наркотических средств, из них: опиоиды — 72 килограмма 752,894 грамма, каннабисная группа — 867 килограммов 404,466 граммов, кокаин — 0,878 грамма, синтетические наркотики — 464,651 грамм, JWH (курительные смеси) — 322,229 грамм, MDPV — 133,852 грамма.

Обращения в общественный фонд «Города без наркотиков» принимаются по телефонам: 8 (3955) 675198, 89021729756, 89530000953.

Анна Собчинская, IRK.ru

  • lokoArt90 9 декабря 2013 в 17:57

    Политика запрета наркотиков в России правильная. Т.к. если легализовывать, нужно чтобы общество было образованное, но у нас с этим проблемы, и с каждым годом общество глупеет(такая политика у гос-ва) и поэтому оно понимает это и запрещает наркотики, увеличивает влияние церкви и т.п.. Ведь если…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля