Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Образование не для всех

Более 800 детей с диагнозом «умеренная умственная отсталость» не смогли получить образование в 2013 году: спецшколы переполнены, а общеобразовательные учреждения региона отказываются принимать эту категорию детей, не имея возможности организовать их обучение.

Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова сообщила, что с 2012 года резко выросло количество обращений от родителей детей с ограниченными возможностями. Они жалуются на отсутствие возможности реализовать право их детей на получение бесплатного образования.

Светлана Семенова:
— Ребенок идет в первый класс. Если по прошествии года учителя видят, что он не справляется с программой и при этом у него отсутствуют внешние признаки нарушений в развитии, они направляют его на медико-психологическую комиссию, чтобы выяснить причины. Комиссия обследует ребенка и определяет ему образовательный маршрут. Если у ребенка находят те или иные нарушения здоровья, в том числе нарушения интеллекта, которые требуют особого подхода, его направляют в одно из 38 образовательных учреждений. В случае, если наблюдается задержка в развитии, его могут также оставить на второй год или вернуть на время в детский сад.

Как сообщила омбудсмен, самая распространенная категория среди детей с ограниченными возможностями здоровья — с диагнозом «умственная отсталость» различной степени. Некоторые из них имеют возможность обучаться в общеобразовательных школах. При этом специализированные учебные заведения для детей с более тяжелыми формами умственной отсталости переполнены, а в общеобразовательных школах отсутствуют специалисты, которые могут обеспечить им необходимые условия обучения.

В Иркутском детском доме-интернате № 1 для умственно отсталых детей. Фото IRK.ru
В Иркутском детском доме-интернате № 1 для умственно отсталых детей. Фото IRK.ru

По словам эксперта, дети, которые не попадают в учебные заведения, фактически оказываются заперты в четырех стенах, не имея перспективы на получение образования и социализацию. Остается вариант с домашним обучением, однако далеко не у всех родителей есть возможность оплачивать репетиторов. А для того, чтобы ребенка посещали школьные учителя, необходимо проходить через множество бюрократических преград без гарантии на успех.

Показательна история 13-летнего мальчика Данила (имя героя изменено), которому врачи поставили диагноз «системное нарушение речи». Специалисты рекомендовали обучение в коррекционном классе для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью. Но такого класса в коррекционной школе по месту проживания ребенка не оказалось.

В итоге ему фактически отказали в обучении, в том числе и на дому. В первый класс мальчик пошел только в 13 лет благодаря усилиям родителей и специалистов аппарата детского омбудсмена. Два раза в неделю к нему приходит педагог. Образование Данила квалифицируют как «индивидуальное обучение на дому», что по сути является социальной реабилитацией, которая дает мальчику и его родителям надежду на будущее.

Тот факт, что ребенок пошел в первый класс, родители оценивают как огромный успех, потому что для таких детей, как Данил, возможности обучения сводятся к нулю. Родителям предлагают определить ребенка в один из профильных домов-интернатов. Но даже при том, что далеко не каждая мама допускает для себя такую возможность, сегодня за путевками в эти интернаты образовалась очередь из совершенно отчаявшихся родителей.

Ситуацию в дошкольных образовательных учреждениях тоже не назовешь оптимистичной, говорит Светлана Семенова. В погоне за увеличением количества мест в детсадах их руководители массово сокращают спецгруппы для детей с ограниченными возможностями здоровья, а их самих переводят в общие группы. В таких условиях дети не могут получать необходимую помощь от специалистов в полном объеме.

В Иркутском детском доме-интернате № 1 для умственно отсталых детей. Фото IRK.ru
В Иркутском детском доме-интернате № 1 для умственно отсталых детей. Фото IRK.ru

Детский омбудсмен подчеркнула, что в области сложилась парадоксальная ситуация — законы Российской Федерации гарантируют право ребенка на бесплатное образование, но не оговаривают, кто и как должен обеспечивать реализацию этого права, из-за чего дети лишаются возможности учиться.

Светлана Семенова:
— Новый закон об образовании, принятый в 2013 году, максимально ориентирован на защиту этой категории детей. Проблема в том, что на местном уровне механизмы его реализации не проработаны, во многих городах в принципе отсутствуют необходимые специалисты — логопеды, психологи, дефектологи. Также отсутствуют образовательные адаптационные программы.

При этом, по информации министерства образования, в области действуют всего 38 коррекционных образовательных учреждений, из них 11 — в Иркутске. В их числе два учреждения — для детей с нарушениями слуха, одно — для слабовидящих и слепых детей, одно — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и одно — для детей с нарушениями речи. В министерстве образования утверждают, что очередей в эти учреждения нет, они справляются с нагрузкой. Остальные 33 учреждения — для детей с умственной отсталостью, в них обучаются 4558 человек, в эти школы выстроилась длинная очередь.

По официальной статистике, 800 детей с умственной отсталостью не попали в образовательные учреждения в области в 2013 году. И это только вершина айсберга.

В некоторых городах руководство самостоятельно предпринимает шаги в сторону решения этой проблемы, например специальные образовательные учреждения создали в Слюдянке и Шелехове. В Иркутске ситуация обратная, в городе собираются закрыть единственный детский сад для детей с ограниченными возможностями, в то время как именно здесь живет наибольшее количество детей, требующих особого подхода при обучении.

В Иркутском детском доме-интернате № 1 для умственно отсталых детей. Фото IRK.ru
В Иркутском детском доме-интернате № 1 для умственно отсталых детей. Фото IRK.ru

Чтобы скоординировать деятельность структур, которые участвуют в обучении этих детей, в марте 2014 года аппарат уполномоченного организовал межведомственное совещание. На нем присутствовали представители министерства образования, главного бюро медико-социальной экспертизы, представители минздрава, минсоцразвития, службы по контролю и надзору в сфере образования и научного сообщества в лице заведующих профильных кафедр иркутских вузов.

Светлана Семенова:
— Совещание прошло плодотворно, мы встретили понимание и готовность к решению проблемы со стороны наших гостей. По итогам приняли решение создать постоянную рабочую группу, которая в первую очередь должна определить масштабы проблемы. Статистические данные о численности детей-инвалидов есть, но в разных ведомствах отличаются друг от друга. Необходимо эти данные объединить и откорректировать.

По словам омбудсмена, к середине апреля рабочая группа подготовит дорожную карту, которая определит конкретные пути решения.

Светлана Семенова:
— Необходимо составлять адаптационные программы, восполнять дефицит специалистов, которые смогут обучать детей-инвалидов, создавать на территории области классы и группы дневного пребывания (для детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью) и группы кратковременного пребывания на базе областных реабилитационных центров (для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью). Все это невыполнимо без финансовой и организационной помощи со стороны областных властей.

Эксперт подчеркнула, что во многом решение проблемы зависит от желания руководителей образовательных учреждений и профильных ведомств заниматься ею и областного министерства образования.

Дмитрий Тимошкин, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Kaiser 3 апреля 2014 в 00:14

    Ребята, до здоровых людей дела нет!

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля