Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Русской моды не существует»

17 мая в самом большом зале художественного музея открылась выставка «100 лет русской моды. Возвращение». Экспозицию составляют образцы женской и мужской одежды разных периодов 20 века. Все вещи собрал и привез в Иркутск историк моды Александр Васильев. За несколько часов до открытия маэстро рассказал иркутским журналистам о своей коллекции и модных тенденциях.

О коллекции

Моя коллекция костюма собирается уже более 35 лет. Сейчас она насчитывает более 50 тысяч экспонатов и является собственностью Фонда Александра Васильева, который находится в Евросоюзе. Этот фонд занимается изучением истории моды, популяризацией, организацией выставок, лекций, реставрацией, созданием фильмов, проведением семинаров.

Выставка в Иркутске для меня первая в Сибири. Представлена, конечно, только небольшая часть. Причины: недостаток места и трудности с выбором манекенов. Мы сделали лучшее, что могли местными силами. Хорошо, что мы смогли найти эти манекены, хотя не все платья могут на них застегнуться. Параметры женщины и мужчины очень изменились за последнее время. Не только параметры ног, но и головы, талии. На платьях 19 века объем талии даже в России 50 сантиметров, у толстух — 65. При росте 150—155 и 34—35-м размере ноги. Все были гораздо меньше, но больше рожали.

Об аукционах

Я постоянно пополняю коллекцию, делаю очень много закупок на проходящих в Европе аукционах. Там бывают русские вещи, но я не концентрируюсь исключительно на них. Сейчас в Европе финансовый кризис, и очень много продается хорошего кутюра. Все нуждаются, поэтому ищут в сундуках, что бы продать, и цены очень симпатичные. Кризис коллекционеру на руку.

8 мая на аукционе в Париже продавалось содержимое квартиры Эльзы Скиапарелли, знаменитого дизайнера. Продавалась вся ее посуда, мебель, светильники, люстры, картины. Я купил 35 лотов, чтобы сделать инсталляцию «Квартира Эльзы Скиапарелли». Купил достаточно дешево по одной простой причине: 8 мая во Франции празднуют День Победы и никто не пришел на аукцион.

О музее моды

В России до сих пор нет музея моды. Нет даже помещения под него. И, если говорить правду, нет никакой надежды на то, что он когда-нибудь появится. Потому что сегодня наша страна будет выделять бюджет на строительство моста в Керчи, на благоустройство Крыма и, возможно, на благоустройство Донбасса, Луганска, Харькова. На это уйдут миллиарды. На музей моды им не хватит.

Я думаю, что чиновникам не хочется, чтобы был музей моды. Они уверены, что их жены и любовницы самые красивые. Они не могут допустить, что красота жила во все эпохи, что бриллианты носили и до них тоже. Это их совершенно раздражает. Я даже слышал такие мнения: «Что я там буду смотреть? Вон у моей жены тоже „Шанель“ висит». Они не понимают, что прижизненная «Шанель» от кутюр и ее состроченная под Лагерфельдом «Шанель» в Китае — не то же самое.

О смерти

У нас страшно языческое отношение к смерти. Вместо того, чтобы понимать, что смерть — это часть жизни, мы все время гоним эту идею. Если бы люди немножко по-другому к этому относились, как, например, делали это древние римляне, которые говорили «memento mori» («помни о смерти»), мы бы в жизни больше бы успели. А так люди все время думают: а, успеется! А потом выясняется, что ничего не успели. И уже что? Ложиться в гроб? Как-то рано! Поймите, выхода другого из этой жизни еще не было.

У всех умерших людей остается гардероб. Но почему-то вещи даже самых любимых людей, матерей, отцов стараются отдать в церковь или выкинуть на помойку. Какая-то дикая идея, что обувь надо вынести. Почему? Что, там таракан живет? Откуда такая боязнь?

Об эпохе элегантности

В каждой эпохе есть элегантные люди, их всегда очень мало, и они несут эту элегантность. Сказать так, что элегантной была вся эпоха, очень трудно. Но если посмотреть сквозь призму 20-го века, то я бы сказал, что серебряный век в России, период правления Николая Второго, был наиболее элегантным. Потому что Россия тогда была богата и населена людьми с большими возможностями: в одежде, в выборе.

Торговля была на высоте в отличие от советской: «Вхожу в советский магазин — теряю весь адреналин». Выбор был очень-очень лимитирован. И люди все время выходили из положения: шили индивидуально, вязали, покупали у знакомых вещи со вторых рук. Вся советская мода была построена не на моде, а на дефиците. Кто что достал, тот в том и ходит. На этой выставке есть работы и Славы Зайцева, выдающегося модельера, начавшего работать в 1965 году, но очень много вещей импортных, потому что в ту пору импортные вещи символизировали все. Сейчас наоборот — у нас все импортное, отечественного ничего нет, совсем другая крайность.

О декадансе, унисексе и Кончите Вурст

Наша эпоха — это эпоха декаданса и унисекса. Пример: последний победитель «Евровидения», который вызывал столько пересудов, и я совершенно не понимаю, почему. Это же театральный костюм, он же так не ходит.

А певец Зверев разве не с бородой, не с накрашенными ресницами и не на каблуках поет? Разве у него нет вот таких вот красивых белых волос? То есть, если он наш, то можно, а если австрийский — нельзя? Нет, ну как не стыдно! Просто вам жалко, что не русский, а австриец. А был бы наш, сказали бы: молодец, парень! Это смешно, когда мы говорим, что боремся с нетрадиционной ориентацией, а посылали в свое время на «Евровидение» группу «Тату» с откровенно лесбийским направлением. То есть женщинам можно, мужчинам нельзя? А Верке Сердючке вот с такой грудью можно второе место на «Евровидении» занимать? Так что, вместо того, чтобы хаять и бранить, изучите лучше историю «Евровидения».

О русской моде

Русской моды не существует вообще, есть русский стиль. У нас есть манера комплектовать одежду, манера выбирать цвета, манера себя презентовать в этой одежде, украшать, показывать, но русской моды как таковой не существует, мы все во власти западной моды.

Русская мода — это сарафан для женщин и косоворотка для мужчин. Если сегодня придет в косоворотке, скажут: он черносотенец. Или певец в ансамбле «Русская песня» у Надежды Бабкиной. Другой альтернативы нет. У нас никто не следует русской моде и стесняются платка, кокошника, косы. У нас есть традиционные формы костюма, они и являются составляющими русской моды. Но сейчас заставить людей ходить так невозможно.

Мы в душе патриоты, а на деле нет. Мы не доверяем российскому производителю и не хотим ничего носить. Если это российский производитель, все равно все должно быть написано латинскими буквами. Кто бы ни был! И Юдашкин, и Чапурин, и Зайцев, если говорить о более старых. И современные: Кирилл Гасилин, Анна Ахмадуллина, Ульяна Сергеенко. Так мы чуть-чуть косим под Запад.

Юлия Плотникова, IRK.ru

  • nice_ice 23 мая 2014 в 03:59

    очень удивлена тем, как он адекватно сказал о евровидении

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля